Геополитика
  • 4013
  • Казахская исследовательница: "Не будет никакой новой России, пока россияне, в том числе и либеральные, не осознают - они колонизаторы"

    texty.org.ua/articles/107983/kazakhska-doslidnytsja-ne-bude-nijakoyi-novoyi-rosiyi-poky-rosijany-v-tomu-chysli-i-liberalni-ne-usvidomljat-vony-kolonizatory/?src=main
    В истории Украины и Казахстана много параллелей. В частности, обе страны в свое время были республиками Советского Союза и обе в последние годы переживают болезненный процесс деколонизации. Чем скорее мы пройдем этот путь, тем быстрее сможем двигаться дальше.

    Как отмечает казахская исследовательница, ученая Айнаш Мустояпова, для новой интерпретации истории нашим народам необходимо осознание двух важных вещей.

    Публикуем тезисы ее выступления на ютуб-канале Центра ближневосточных исследований.

    Подписаться на канал об Украине и Ближнем Востоке можно вот здесь

    Мы находимся в постколониальном периоде. Но просто находиться в этом периоде недостаточно, его обязательно нужно использовать для того, чтобы деколонизировать наше сознание. Достаточно ли нами делается для этого?

    -Нет, мало. Деколонизация имеет две параллельные стороны: первая – в сознании тех, кто был колонизирован, вторая – в сознании тех, кто проводил эту колонизацию, то есть русских.

    «Россияне должны избавляться от имперского синдрома»
    Я с сожалением констатирую тот факт, что российские либералы не уделяют этому вопросу должного внимания. Они заостряют внимание на борьбе с режимом Путина и это главное зло, по их мнению. Как будто все россияне не несут ответственности за то, что произошло, в частности в Украине. Российские либералы пытаются продвинуть мнение о том, что если мы лишим власти режима Путина, потом можно будет выстраивать новую демократическую Россию. Так ли это? У меня есть большие сомнения.

    Не будет никакой новой России, пока не изменится сознание людей. Сейчас это сознание определяется как имперское. И здесь мы снова возвращаемся к процессу декоммунизации.

    В то время, когда мы должны деколонизироваться, а именно — освобождаться от навязываемых нам стереотипов и мифов, параллельно должен идти процесс деколонизации в сознании самих русских, а именно освобождения от имперского синдрома. Без этого будет конфликт с Россией, без этого россияне не будут готовы услышать голос украинцев, грузин, узбеков, казахов и тех, кто ближе – татар, башкир, нагаев и других.

    Для примера возьмем Великобританию. Когда британские колонии получали независимость, две вещи помогли англичанам изменить свое сознание: во-первых, они избавились от имперского синдрома, во-вторых, они начали восстанавливать свою идентичность, обратившись к истории и литературе доимперской Британии. Эта страна прошла большой путь: это и взятая на себя ответственность и чувства вины, которые привели к тому, что Британию открыли для выходцев из бывших колоний (в частности, у них появилась возможность свободно учиться, работать и жить).

    В Украине, как и в Казахстане, имперские символы все еще вплетены в локальную идентичность городов. Эти маркеры русской империи сохранены в топографии и меморативной политике городов. Но сейчас, на фоне войны, продолжается процесс переосмысления старых символов.

    Эта проблема для нас (Казахстана — авт.) актуальна, причем актуальна для всех регионов страны. Что касается топонимики, было много инициатив по переименованию русских названий в казахские. Эта история также связана с колонизацией нашей территории, когда русские переселенцы основывали небольшие поселения и давали им русские названия.

    Например, это могло быть имя генерал-губернатора или его дочерей, или это могло быть имя начальника переселенческого участка, которому выделили эту землю. В советское время многие топонимы получали комсомольские названия (имени Ленина, Ворошилова, Сталина). В годы независимости встал вопрос о возвращении этим территориям исконных названий. После долгих дискуссий часть названий мы сменили, а часть осталась.

    До сих пор в крупных городах Казахстана улицы имеют названия российских писателей, которые не имеют отношения к стране и даже никогда там не были. Однако нет улиц, названных в честь казахских писателей. Многие остались памятники Ленину, на что власти говорят, что они должны стоять, пока живут те старики, для которых они важны. Однако эти памятники стали маркерами, отметинами советской идеологии и власти. Сохраняя памятники, мы будто демонстрируем приверженность советской истории.
    У нас вот как принято: только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут делиться своим мнением, извините.