История
  • 880
  • Пятнадцатилетний беженец. История «черного пассажира» Милоша Антония Навратила

    Irozhlas



    21 декабря 1962 года кубинский самолет, вылетевший из Праги и нуждавшийся в дозаправке, приземлился в Гандере в канадской провинции Ньюфаундленд. Милош Навратил также покинул его. Ему было пятнадцать лет, он вошел в самолет без билета и без разрешения. Он толком не знал языка, но с помощью вызванного переводчика объяснил канадским чиновникам, что намерен остаться в их стране.

    Милош Навратил также сказал, что двоюродный брат его матери, или «дядя Гарри», уже давно живет в Канаде, и хотя семья последний раз общалась с ним до войны, возможно, его удастся найти.

    Юный беженец Милош Навратил дяди не нашел, но остался в Канаде, учился, женился, и его история – одна из самых замечательных историй чешских эмигрантов с хорошим концом.

    Как будто семья теряет радость

    Сегодняшний Милош Антони Навратил родился в Праге в апреле 1947 года, у него есть два младших брата, Томаш и Иржи.

    Отец Милош Навратил-старший был химиком, работал на семейном кожевенном заводе, который коммунисты национализировали или украли после февраля 1948 года. То же самое произошло и со столярной мастерской родственников его матери в Мшене, где Милош жил примерно до семи лет.


    Мать, отец, Томаш, Иржи в Мшене, 1963 | Источник: Пост Беллум

    Затем Навратилы переехали в Прагу, отец нашел работу в столице, по-прежнему инженером-химиком. Однако в 1956 году его насильно перевели на производство, в малярный цех в Праговке, Высочаны. Госпоже Навратиловой также пришлось покинуть офис, она стала стрелочницей на станции.

    Милошу любил родителей, и они тоже его любили, в этом плане все было хорошо: «Они всегда находили для нас время, но я видел, как они устали. И мало-помалу семья как будто теряет надежду и радость в таком режиме. У нас не могло быть никаких планов на будущее. Родители иногда слушали BBC или «Свободную Европу», а потом говорили о том, есть ли надежда на конец режима или лучше попытаться уехать за границу. Эта тревога и эта безнадежность передались детям».


    Милош Навратил с матерью в 1948 году | Источник: Пост Беллум

    Из рассказа следует, что бабушка Милоша Анна из Мшена значила очень многое и от нее он знал о двоюродных братьях своей матери, служивших в британских ВВС во время Второй мировой войны.

    Одного звали Ян, и он умер в 1943 году. Вторым был Гарри, он жил где-то в Канаде, но новостей о нем не было.



    Милош в аэропорту Рузин, первый визит в Чехию после эмиграции, 1995 год | Источник: Пост Беллум
    Милош начал подумывать о побеге


    Милош начал подумывать о побеге на Запад и о свободе, ведь он был достаточно взрослым и независимым для этого. Канада играла в его мыслях все большую роль, она ему нравилась, он воображал, что найдет «дядю Гарри».

    Милошу тогда тоже нравились самолеты, он ходил на них смотреть в Кбел и Рузин. Однажды он узнал, что кубинская компания летает из Праги в Гавану и что во время ее рейсов есть две остановки — в Ирландии и в Канаде. Он начал ездить в аэропорт Рузине на разведку, никому ничего не сказал, но его план приобретал конкретные очертания.

    Механик!

    19 декабря 1962 года Милош Навратил сделал одно из своих наблюдений, наблюдая за самолетом с надписью Cubana de Aviacion.

    Анна, бабушка Милоша Навратила, в Мшене в 1970 году | Источник: Пост Беллум


    Было уже поздно, ему хотелось домой: «Там была дорога для служебных машин, она вела между двумя зданиями в сторону аэропорта. И вдруг меня как будто что-то толкнуло и сказало: «Иди!» Итак, я пошел и внезапно оказался на открытом пространстве, повсюду работали какие-то люди и, возможно, несколько охранников, но я просто пошел прямо к самолету, поднялся по лестнице и проскользнул внутрь. Там было пусто. Я искал, куда бы спрятаться, втиснулся в такой угол за сиденьем. Уже темнело.

    Самолет должен был вылететь на следующий день, но его затащили в ангар на ремонт, поэтому никем не замеченный Милош провел ночь и весь следующий день в укрытии.

    Он нашел люк в полу и воспользовался им, чтобы добраться до багажника. Было холодно, но он не хотел сдаваться, он ждал. Пару раз он зашёл в туалет, найдя по пути печенье и одеяло. С собой у него не было ничего, кроме холщовой сумки с некоторыми необходимыми вещами и карты Кубы, на всякий случай.

    Наступила вторая ночь, ему снова нужно было в туалет, поэтому он вылез через люк, но через некоторое время в самолете зажегся свет, внутрь сунул голову один из членов кубинского экипажа.

    Он увидел Милоша и сказал: «El mecánico!» Там было два кубинца, Милоша особо не осматривали, просто решили, что он чешский механик и что он поможет им починить машину.

    «У папы дома был словарь испанского языка, я выучил из него несколько слов и фраз, но, конечно, совершенно их не понимал. В этом самолете они работали около двух часов, иногда меня что-то спрашивали, я не понимал, что они говорят, поэтому меня просто оставляли стоять там». Потом работа закончилась, Милош с кубинцами пошли к зданию аэропорта, в нужный момент он повернулся куда-то и исчез из их поля зрения.

    Yo no hablo checo...
    Через некоторое время Милош попытался вернуться в самолет, но на этот раз он столкнулся с чешским служащим аэропорта, на вопрос которого «Что ты здесь делаешь?» он ответил своим запасом испанского языка: «Yo no hablo checo. Yo hablo español». (Я не говорю по-чешски. Я говорю на испанском.)


    Милош на каноэ Новой Шотландии, гонки 1971 | Источник: Пост Беллум

    Чех его не понял и подошел к делу с такой же доброжелательностью, как и раньше кубинцы – махнул рукой и ушел. Милош вернулся в самолет и снова спрятался среди чемоданов. Он остался еще на одну ночь.

    На следующий день, 21 декабря, самолет заработал, через некоторое время остановился, и два чеха осматривали багажное отделение. Посветили фонариком внутрь, но Милоша, забившегося в угол, не заметили.

    Затем самолет наконец взлетел и через два часа приземлился в Шенноне, Ирландия: «Когда мы взлетели, я начал думать о маме и бабушке, и это было тяжело, до тех пор это была просто приключенческая игра для мальчиков, а потом внезапно все стало реальностью. Но у меня не было много времени на размышления. Приземлились, я услышал, как люди выходят, вдруг открылась багажная дверь, появился тот самый кубинец, который видел меня в туалете — и сказал: «Опять механик!»


    Милош с матерью, гавань Хускодобит, 1967 год | Источник: Пост Беллум

    Милош не знал ни один иностранный язык, он составил несколько предложений на английском, спросил в офисе в Шенноне, может ли он остаться в Ирландии.

    Ему сказали, что ему придется либо продолжать путь, либо первым же самолетом долететь в Чехословакию. Он решил отправиться в другое путешествие. Кубинцам «механик», видимо, понравился, они усадили его среди пассажиров и хорошо накормили. Ночью они перелетели Атлантику, Милош вспоминает, что у него была детская радость, когда он впервые увидел маяк.

    В Канаде
    Следующая остановка была в Канаде, в Гандере, в провинции Ньюфаундленд. Кубинцы забрали Милоша Навратила в полицию. Он никого не понимал, но был поляк, который ему переводил.


    Иржи Навратил, брат Милоша Навратила | Источник: Пост Беллум

    Кубинские пилоты заявили, что черный пассажир хотел продолжить путь с ними, но он их разочаровал, заявив, что у него есть дядя в Канаде, что он собирается его найти и что он собирается остаться с ним: «Один из пилотов был так мил, что пошел в самолет и принес мне мою сумку. Я очень благодарен кубинцам, потому что, наверное, не сложилось бы, если бы я столкнулся с кем-то другим… Думаю, им потом приказали вернуться за мной, но канадцы меня уже забрали… Я надеюсь, они не были позже как-то наказаны. Я хотел бы извиниться перед ними. Я ценю, что они были добры ко мне».

    Следующие дни Милош Навратил провел в камере полицейского участка, но не запертой. Он хотел быть полезным: расчищал снег перед домом и вокруг флагштока, готовил кофе полицейским.


    Милош Навратил в Красной Липе в 2005 году | Источник: Пост Беллум

    Они ему тоже понравились, вернули ему холщовый мешок, принесли ему еду из дома, на Рождество он получил индейку и подарок от местных скаутов Джека и Иды Блэкмур, которых он никогда в жизни не видел.

    Хотя канадская полиция и пыталась, им не удалось найти дядю Гарри. Милош писал бабушке Анне и родителям, у него были угрызения совести, он знал, что они за него переживали: «Им было плохо, несколько дней они понятия не имели, что со мной. На Рождество они также приготовили мне стол, потому что надеялись, что я жив». Затем канадские власти перевели Милоша в иммиграционный центр в Галифаксе. Никто толком не знал, что с ним делать.

    Милош Навратил остался в Канаде: его мать прилетела к нему в гости в 1967 году, а его брат Иржи эмигрировал, чтобы присоединиться к нему двадцать лет спустя.
    • нет
    • 0
    • 0

    0 комментариев

    У нас вот как принято: только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут делиться своим мнением, извините.