История
  • 3065
  • "ДРУЖИНИН" / Борисовский «оборотень в погонах» был случайно изобличен уже будучи пенсионером МВД БССР

    Андрей ТИСЕЦКИЙ — СЫЩИК от ИСТОРИИ
    «Беларуское историко-детективное агентство»


    В редакции 27 декабря 2020 года

    Собирая материалы по истории беларуского криминала, вооруженного протестного движения и тайной войны различных спецслужб и разведок, общаясь со многими ветеранами борисовской милиции и внутренней службы ИК-14 ст.Новосады советского периода, мне не раз приходилось слышать истории про Дружинина Бориса Николаевича. В основном, все эти «ментовские байки» повторяют друг друга в деталях, поэтому постараюсь передать эту, не такую в общем то и давнюю, историю своими словами, не упустив все существенные детали…

    Справка:

    После освобождения Борисовского района в 1944-м в районе ст.Новосады, на базе еще довоенного лагеря заключенных, который в оккупацию использовался как концлагерь для военнопленных РККА уже немцами, непродолжительное время существовал лагерь для содержания военнопленных немцев.

    До конца 1944 года на базе лагеря была образована ИТК-8 на 300 человек (начальник Черкасов), где отбывали наказание «предатели и изменники родины». На 1 мая 1946 года здесь отбывали наказание уже 2112 заключенных.

    В 1947 году на территории колонии действовало два отделения: мужское и женское. Последнее просуществовало не долго, и где-то в конце 1940-х гг. было ликвидировано.

    В 1956 году колония (тогда п/я УЖ 15/2, ИТК-2), руководимая тогда А.А.Валахановичем, была расформирована, переведена в д.Студенка (сейчас Светлая Роща) Борисовского района, где содержавшееся там небольшое количество осужденных за совершение общеуголовных преступлений было занято на кирпичном заводе, а на месте бывшего лагеря разместили воинскую часть МВД.

    В июле 1958 года в связи с расформированием колонии в д.Студенка и сокращением численности армии на ст.Новосады была открыта уже новая колония строгого режима ИТК-14 (п/я УЖ 15/14). Приказом МВД БССР №049 от 21 июля 1958 года начальником учреждения был назначен ее старый начальник (в том числе по Студенке) полковник внутренней службы А.А.Валаханович. Количество спецконтингента, содержащегося на тот момент в колонии, колебалось от 1300 до 1700 человек.


    Так вот, где-то во второй половине 1940-х в конвойной команде (дивизионе) ИТК-8 появился новы вольнонаемный сотрудник Дружинин Б.Н. Подразделение охраняло зону изнутри. Внешний периметр охраняли военнослужащие конвойных войск НКВД/МГБ/МВД СССР.

    Борис Дружинин был родом с Витебщины, как-будто из Россонского района. В годы насильственной коллективизации его семью раскулачили и выслали в Сибирь. Накануне или же в ходе войны он был призван в ряды РККА в артиллерию. Попал в плен. Согласился служить у оккупантов в каком-то военизированном коллаборационистском формировании. Летом 1944-го не ушел с немцами. Имея справку о, якобы, куриной слепоте, не попал в действующие части РККА, а устроился работать конвоиром в лагерь немецких военнопленных в Витебске. Девушка-регистратор записала ему в учетную карточку наличие государственных воинских наград.

    В Витебске Борис Дружинин пробыл недолго и во второй половине 1940-х устраивается на работу конвоира Новосадского лагеря.

    Мне удалось разыскать несколько фотографий первого послевоенного десятилетия, на которых стариками был опознан герой моего повествования. Собственно, только по этим фотографиям я и смог проследить его службу в советских органах внутренних дел.



    На первом фото изображен личный состав конвойной команды (дивизиона) Новосадского лагеря. Крайний слева во втором ряду – Б.Н. Дружин. В центре — командир подразделения капитан внутренней службы Ковальчук.



    На второй фотографии, где запечатлен момент занятий по строевой подготовке с оружием. Б.Н. Дружин пятый сзади в шеренге конвоиров.





    На следующей фотографии, датированной 9 мая 1955 г., мы видим изрядно потучневшего Бориса Дружинина, стоящего четвертым слева одетого по гражданке возле дома культуры пос.Новосады, в окружении военнослужащих конвойных войск МВД и сотрудников колонии.

    В 1954 году из Борисовского ГОМ был выделен в самостоятельный отдел милиции — РОМ, обслуживавший собственно Борисовский район, первым начальником которого был В.А.Кондратенко. И, видимо, после временной ликвидации колонии в Новосадах, Борис Дружинин и перешел на работу в районную милицию на должность сельского участкового. Получилось это у него по причине предоставления в отделе кадров ОВД поддельного аттестата об окончании техникума, что позволило получить офицерское звание лейтенанта милиции. Обслуживал Дружинин сельсоветы на востоке Борисова (Неманицкий, Новоселковский, Лошницкий, Велятичскй, Оздятичский, Метчанский).

    Мне удалось разыскать пару общих фотографий с Дружининым, датируемых 1965/1967 гг., и сделанных то ли по случаю 20-летия победы в Великой Отечественной войне, то ли к 50-летию советской милиции.



    На первой из них (слева-направо) запечатлены участники войны из числа сотрудников Борисовского РОВД (в 1963 г., с появлением в системе милиции следственных органов, ГОМ/РОМ были переименованы в ГОВД/РОВД): участковый Кононович Н.П., старший оперуполномоченный уголовного розыска Гончарик Н.И. и, собственно, Дружинин Б.Н., на груди которого, среди юбилейных и ведомственных медалей за выслугу лет имеются и боевые.



    На следующем фото, помимо указанных сотрудников отдела милиции, мы видим еще и оперуполномоченного уголовного розыска Гайдука Н.А. (стоит справа). Дружинин Б.Н. уже с капитанскими погонами.

    Благополучно для себя отработав в органах внутренних дел до пенсии, на которую ушел то ли по выслуге лет, то ли по медицинским основаниям (на последнее указывает его изрядная тучность), уже в 1970-е гг., еще довольно-таки молодой пенсионер устроился завхозом ИТК-14 строгого режима, где ранее уже работал конвоиром.

    По свидетельствам старожилов поселка Новосады, человек этот был скрытный, имел садистские наклонности. Втихаря, без свидетелей и лишнего шума, он часто избивал своих домочадцев, которые скрывали это от окружающих.

    И вот, в один прекрасный день на свидание со своим мужем приехала жительница одного из районов Витебской области. Произошло это где-то на стыке десятилетий (1970/80-х гг.).

    Супругам полагалось длительное свидание с правом совместного проживание в комнате для свиданий. Поэтому женщину отправили к завхозу за постельными принадлежностями.

    В отношении последующего развития событий существует две версии. Согласно первой из них, женщина назвала Дружинину его настоящую фамилию, сказав кто она и откуда. В ответ он заявил, что та обозналась. Тем не менее, женщина эта, улучив момент, рассказала обо всем руководству колонии.

    Согласно второй версии, увидев Дружина, она ничем не выдала своего удивления и постаралась поменьше встречаться с ним глазами и разговаривать. Потом, улучив момент, через кого-то из других сотрудников колонии, попросила встречи с руководством ИТК по «очень важному делу».

    Им то она и рассказала, кем мнимый Дружинин был на самом деле и чем занимался в годы гитлеровской оккупации в ее родных местах.

    Следует понимать, какой переполох эта информация вызвала у руководства лагеря. Человек, прослуживший в органах столько лет и продолжавший в них работать дальше, хотя бы уже и вольнонаемным, совершенно не тот, за кого он себя выдает, и вообще – замаскированный враг государства!

    Естественно, такое заявление требовали серьезной перепроверки. Для начала мнимому Дружинину предложили предоставить документы на воинские награды, полученные им непосредственно за участие в «Великой Отечественной войне советского народа». И тут «Дружинин» заявил, что этих документов у него нет! По его версии они пропали!

    Далее первоначальные материалы проверки были переданы в органы госбезопасности, после события стали развиваться стремительно. Были опрошены бывшие коллеги-коллаборационисты самозванца, которые уже отбыли или еще отбывали наказание. По фотографиям они признали в нем того, кому десятилетиями удавалось скрываться под вымышленной или чужой личиной.

    Видится совершенно очевидным, что сотрудников госбезопасности в первую очередь интересовали следующие существенные вопросы:

    — участвовал ли мнимый Дружинин в акциях против партизан и мирных граждан.

    — Кто снабдил его настоящими или фиктивными документами?

    — По собственной ли инициативе он пошел на службу в тогда еще систему НКВД/МГБ, или же по заданию немецких разведорганов?

    — И не был ли он связан с действовавшими по 1956 год на востоке Борисовщины и близлежащих районах немногочисленными антисоветскими партизанами и вооруженными нелегалами? — (читать мои исследовательские работы:

    — ОХОТА НА «ЧЕРНОГО КОТА» /или Тайная война на Малом Палесье (1944-1956)- Your text to link...

    — ЛЕГЕНДА ИЗ ОЗДЯТИЧЕЙ / или Владимир Вергейчик – последний беларуский Робин Гуд — Your text to link...


    Арестовать Дружинина не успели. Почувствовав пристальное внимание к своей персоне, он скоропалительно собрал чемодан, бритву и, сев на электричку, уехал в Минск, где слег в госпиталь МВД. Сотрудники КГБ, через непродолжительное время выехавшие туда на его задержание, были вынуждены констатировать, его внезапную смерть. Не исключено, что в этом ему кто-то «помог»…

    … Чем закончилось проверка и до чего докопались органы госбезопасности, доподлинно не известно. Дело засекретили. Результаты этой проверки среди сотрудников колонии и местной милиции не разглашались. Семья мнимого Дружинина очень скоро из пристанционного поселка куда-то съехала.

    Однако кое-какие организационные выводы в Новосадах таки сделали. Как рассказывал мне работавший там в то время житель г.Борисова Здислав Михайлович Корицкий, 1943 г.р., майор внутренней службы МВД СССР в отставке, который являлся тогда председателем парткома колонии и всего пристанционного поселка Новосады (который и поведал мне наиболее обширную и детальную информацию по данному делу), до случая с мнимым Дружининым на 1/9 мая, а также на 7 ноября в Новосадах организовывали большие митинги. Собиралось много людей, увешенных орденами и медалями.

    Так вот всем, кто числился по спискам участников ВОВ, было предложено подтвердить свои награды соответствующими документами. И многие из этих людей не смогли это сделать! В результате праздничные трибуны считай уполовинили от ранишних ветеранов!..

    P.S.

    К сожалению, лично автору этих строк пока так и не удалось отыскать документальные материалы по борисовскому «оборотню в погонах». Хотя хотелось бы думать, что уже в новой Беларуси при новой легитимной власти независимым исследователям все же откроются ранее закрытые ведомственные архивы МВД и КГБ, что позволит раскрыть не только секреты личности Дружинина Б.Н., но и многие другие тайны нашей беларуской истории советского периода.


    22 ноября 2020 года
    • нет

    3 комментария

    avatar
    — Коллега, мне кажется, эта криволинейная поверхность в пределе стремится к плоскости.
    — И не говорите, коллега. Сисек почти нет.
    0
    avatar
    оборотница в погонах, трудно представить что она с вами сделает
    0
    У нас вот как принято: только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут делиться своим мнением, извините.