История
  • 3858
  • Наша Ядька



    Изучать женщин в истории почти всегда интереснее, чем мужчин. Во-первых, про них гораздо меньше пишут, и соответственно, гораздо больше нового для себя можно открыть. Во-вторых, поскольку судьба монарших героинь, как правило, лежала в переходе из одного королевского дома в другой, они выступали своеобразными мостиками, которые сшивали полотно истории из лоскутков королевств и княжеств в единое целое. Почти всегда девушка была обречена попадать в совершенно иное, преимущественно чуждое, часто враждебное окружение, где ей предстояло утвердить себя для того, чтобы хотя бы выжить. А прелести средневекового акушерства в сочетании с религиозными и политическими практиками делали эту жизнь очень короткой.

    Одной из таких ярких героинь, которая оказала абсолютно тектоническое воздействие не только на историю беларуских земель, но и всей Восточной Европы была молоденькая принцесса из Анжуйского дома, про которую в наших учебниках — увы — вряд ли напишут. Что интереснее, родилась эта принцесса в королевстве, которое на тот момент было самым большим в Европе и простиралось от беларуского Бреста до итальянского Неаполя и берегов Сицилии, при этом раза в два превышало территорию тогдашней Франции, из которой происходила анжуйская ветвь королевского рода Капетингов. Девочку звали Ядвига и была она первой женой короля Ягайло, а заодно — главной причиной Кревской Унии.

    14-ый век это то странное время, когда почти во всех королевствах Восточной Европы происходит замена первой древней династии основателей этого королевства на некий внешний европейский дом. Так в Чехии Пржемысловичи, правившие с 9-го века, сменяются Люксембургами. В Венгрии основатели Арпады — с того же 9-го века — заменяются Анжуйским домом. А в Польше закатывается звезда династии Пястов, которые правили ей — вы будете смеяться — с 9-го века. Как после этого не верить в исторические закономерности? Кстати, в это же самое время в полоцких землях заканчиваются Рогволодовичи, чья последняя витебская княжна Мария Ярославна выходит замуж за литовского князя Ольгерда вместе со всем своим Витебским княжеством.

    Отец Ядвиги Людовик Анжуйский (он же Людовик Великий), несмотря на французскую фамилию, был своим в доску венгром. Родился он в Вышеграде, на границе современных Словакии и Венгрии. Это егоный батенька — Карл Роберт — в свое время на фу-фу отхватил себе венгерскую корону прямо из Неаполя через претензии своей венгерской бабки. А Людовик рос и воспитывался уже на берегах Дуная, причем под сильным польским влиянием своей польской матери. У соседних Люксембургов в Чехии была похожая история — современник Людовика король Богемии Карел Люксембургский был сыном монарха-экспата Яна Люксембургского, и кстати тоже стал нормально так себе великим чехом. Знаменитый Карлов мост в Праге, а заодно — многие этого не знают — та самая казиношная гора Монте-Карло в Монако — это всё в честь того самого Карела.

    Но вернемся к Людовику и его дочерям. Так сложилось, что через свою мать Людовик получил претензию на польский трон. И надо же, Казимир III Пяст умирает без мужского наследника. Слово за слово, в общем Людовику достается еще и польская корона. Польша и Венгрия объединяются в персональной унии. А до этого случается одна пренеприятная история с братом Людовика — Андреем. Тот отправился отбирать фамильную корону в Неаполитанском королевстве, и там его нареченная итальянская женушка устраивает на него покушение. Андрея подкарауливают у спальни, душат шнуром и вывешивают с балкона. В общем, итальянские порядки. Людовик такой просвещенности не понял и ответил по-простому: собрал всех венгров, которых только смог найти, и вторгся со всей своей армией в Неаполь. При этом венгры Людовика камня на камне не оставляют от южной Италии. В итоге, в руках Людовика концентрируются не только земли Польши и Венгрии с Хорватией, но под его сюзеренитетом оказывается и вся южная Италия, а также Молдавия, Валахия, Босния, Сербия и еще чего по мелочи. В Европе реально нет монарха с большим количеством земель.

    И вот в такой замес одна за одной рождаются три дочери Людовика — Катерина, Мария и Ядвига. Причем рождаются они лишь спустя 17 лет брака Людовика с Елизаветой Боснийской. Девочки поздние, очень долгожданные, и сына на горизонте нет. Закономерно, что они становятся одними из самых желанных невест Европы с первой секунды своей жизни.

    Женихи лезут во все окна и двери прямо в роддоме, в смысле — в родзамке. Катерину обручают с сыном короля Франции Людовиком Орлеанским, руку Марии успевает застолбить сосед из Чехии Сигизмунд Люксембургский, а младшенькую Ядвигу еще до исполнения года сватают Вильгельму Габсбургу, наследнику австрийского престола. Более того, Ядвигу с самого рождения отправляют жить в эту ихнюю Вену, чтобы привыкала и язык учила.


    Земли короля Венгрии и Польши Людовика Анжуйского

    Катерина должна была унаследовать обе короны — польскую и венгерскую. Но ребенок в семь лет умирает. Людовик решает разделить наследство между двумя оставшимися дочерьми. Марии (и соответственно, Сигизмунду) достается план на Польшу, а нашей Ядвиге (с Вильгельмом) — план на Венгрию. Оно и понятно: Польша поближе к Чехии (да и у Сигизмунда польская бабка из Пястов), а Венгрия поближе к Австрии. Для гарантии Людовик заставляет польских вельмож приехать к Марии и присягнуть ей на верность. Венгры присягнуть Ядвиге не успевают, поскольку Людовик умирает.

    И тут понеслось. Собственно, а чего еще ожидать, когда одно крупное королевство достается 12-летней девочке, а соседнее — ее 10-ти летней сестре. Ну тут только ленивый не попробовал себе чего урвать.

    И самым главным мутилой оказалась мамаша Елизавета. Она сразу понеслась провозглашать старшую Марию королевой Венгрии (заметим, не Польши!) дабы, во-первых, обломать женишка Сигизмунда коронацией без него, а во-вторых, править от имени своей неполнолетней дочери прямо тут не отходя от кассы. Сигизмунд в это время еще на ручнике в Польше — ему-то Польшу обещали — провозглашает себя «Господарем Польши». Поляки говорят: «Ага, ты почту проверь, Ромео. Какой именно страны ты господарь». Ну в самой Польше тоже образуется списочек кандидатов на топ-позицию. «Сейчас будет резня» — подумали поляки. И сразу написали Елизавете — мол, шли кого хочешь, но нам надо определяться прямо сейчас.

    — Окей, — сказала Елизавета. — Берите младшую Ядвигу!
    — Какую Ядвигу? — говорят поляки. — Вы ж ее немецкому учили! Она по-нашему ни бум-бум. Ещё кто есть?
    — Нихт ферштейн.
    — Ладно, черт с тобой. Но только чтобы мы ее прямо сейчас перед собой увидели. И это, желательно Львов вернуть.

    В это время кто-то из поляков вспомнил, что нареченным мужем 10-летней Ядвиги был некто Вильгельм Габсбург, 14-ти лет отроду. И если какое слово поляки не любили больше всего, то этим словом было именно «Габсбург». Ну еще они не любили «Люксембург». Но «Габсбург» это было ваще. К тому же тинэйджер — полное унижение.

    — Ладно, — говорит мазовский князь Земовит — я на ней женюсь.

    И чтобы охмурить будущую тёщю, он обложил ее замок в осаду своим гарнизоном. Елизавета жест не оценила и кинулась мириться с зятем Сигизмундом.

    — Сигизмундик, — говорит — миленький. Я ж как лучше хотела. Давай будешь королем Венгрии с Машкой! У нас тут есть доступ к адриатическим курортам Хорватии. Погреешься. Фруктов полезных поешь. Лоукост карета ходит прямо от кузни под замком.

    Сигизмунд собрал чешско-немецких головорезов и так прошелся по Польше, что слово «Люксембург» упало в польском рейтинге еще ниже чем «Габсбург».

    В это время из-за стола встал старый пан Ян Течинский и говорит полякам: «А давайте позовем Ягайлу из Литвы». Народ аж ахнул. Чтобы понимать, язычник Ягайло смотрелся рядом с Ядвигой как Кхал Дрого рядом с Дейнерис Таргариен. Грубый страшный дьявол рядом с хрустально-невинной принцессой.

    Реальность же была еще круче, чем Игры Престолов. Ядвигу решили короновать неотлагательно, причем титулом «короля», а не «королевы» — чтобы Вильгельм в Австрии не возомнил там себе чего. Девочке было всего около 12 лет. В момент въезда Ядвиги в Краков все дружно выдохнули с облегчением так, что город даже немного сузился в диаметре.

    Но тут у Вильгельма случилось половое созревание и он начал требовать принцессу себе. Австрийский папашка Леопольд помчался в Буду, добиваться консумации обещанного брака, или проще говоря секса (заметьте — не для себя, а для сына. Вот же родители были). Но разве можно заниматься сексом с дитем, не достигшим 12 лет? Да, если у вас есть официальная бумага подтверждающая, что объект вашей педофильской атаки достиг своей половой зрелости! В те годы эту бумагу выдавал — нет, не участковый врач — а архиепископ Естергомский (видимо, большой специалист этого дела). Завладев всеми документами с печатями, счастливый помазанник на крыльях любви полетел в Краков.


    Ядвига и Дмитро Горайский. Картина кисти Яна Матейко

    Поляки сказали, что малыш Вилли въедет в город только через их труп, поэтому консумацию решили провести — вполне логично — во францисканском монастыре по дороге. Ну не в мотеле же! Роялти, все-таки. Дальше хронисты расходятся друг с другом о том, кто именно кого поимел.


    Королева Ядвига клянется Яну течинскому, что не имела ни с кем (имеется в виду Вильям Габсбург) внебрачных отношений. Картина кисти Йозефа Зимлера

    Пока Ядя и Виля залазили под одеяло, с другой стороны монастыря через стену вламывалась толпа польских болельшиков, желавших, видимо, тоже как-то поучаствовать. Не понятно, что именно произошло, но в результате Вилли с разбитым носом был выкинут за ворота этого богоугодного заведения (многие сходятся, что молодые таки успели вкусить запретный плод). Ядвига не могла пережить сей позор и кинулась убегать за своим суженным. Ворота были закрыты и молодая девушка принялась рубить их топором. Только старый украинский дед Дмитро Горайский уговорил принцессу потихоньку успокоиться и как говорили в евоной Червоной Руси — move on.


    Ядвига и Дмитро Горайский. Картина кисти Войцеха Герсона

    Ягайло времени терять не стал, прислал своего брата Скиргайлу с предложением разрешить сие недоразумение своим присутствием. На фоне последних выходок Сигизмунда и Вильгельма для поляков Ягайло был как манна небесная. Как они уговаривали Ядвигу история умалчивает, но в итоге она согласилась. Была заключена Кревская Уния между ВКЛ и Польшей, по которой ВКЛ в добавок принимало католичество. Тевтонский Орден просек, что вся их бизнес-модель по христианизации Литвы идет коту под хвост и вторгся в ВКЛ на третий день после подписания унии. Началась дорога к Грюнвальду.


    Ягайло и Ядвига осматривают войска. Почти документальное фото

    В это время Венгрия была в полном хаосе. Мамашка Елизавета воевала внутри то с одними, то с другими, да вдобавок неаполитанские родственнички приперлись поучаствовать в дележе наследства. Зятек Сигизмунд уже расписался с Марией, но короны ему не дали, он обиделся и уехал назад к брату в Чехию. Елизавету черт дернул поехать к бунтарям в Хорватию, те ее арестовали вместе с Марией и потом задушили прямо на глазах у дочери. Венгрия упала в руки Сигизмунду. А этот свинтос давно на всех затаил злобу, времени терять не стал и решил договариваться с тевтонами как поделить Польшу. Да еще и беременная Мария упала с лошади и погибла от выкидыша.

    Ягайло как-раз начал входить в курс дел на новом рабочем месте. С Ядвигой у них вышел на редкость качественный бизнес-тандем. Это при том, что ни один не знал языка второго. Ягайло шпрехал на старобеларуском и — под вопросом — неком балтском, а Ядвига на венгерском и немецком. Интим у них, конечно, был интересным. Хотя с другой стороны, зачем там слова?

    Первым делом эта сладкая парочка решила, что раз Венгрия им больше не родня, а Сигизмунд такая сволочь, то они силой забрали себе назад Рутению, то бишь Западную Украину. А та и не сопротивлялась. Потом Ядвига взялась мирить братьев Ягайлы — Витовта и Скиргайлу — которые не могли разобраться, кто будет наместничать в ВКЛ за отсутствием Ягайлы. Повезло Витовту, после чего тот очень зауважал свою золовку. Дела шли ладно. Ядвига даже тевтонов поутихомирила своим дипломатическим шармом.

    Особую страсть у Ядвиги вызывало образование. Первый университет в Польше пытался основать ещё Казимир III Пяст, но дело потом развалилось ввиду отсутствия стабильного финансирования. Ядвига вместе с Ягайлой возродили краковский университет в 1400-ом году — поэтому сегодня он называется Ягеллонским. Для этого Ядвига даже продала часть своих драгоценностей. Еще раньше Ядвига договорилась с братом Сигизмунда — королем Чехии Вацлавом — о создании специального колледжа в Пражском Университете, предназначенном именно для студентов из ВКЛ. Это был один из ее любимых проектов. У нас принято считать, что первый университет литвины получили себе во времена Батория в Вильне в 1579 году. Однако реально, первое высшее учебное заведение для выходцев из ВКЛ было основано Ядвигой в Праге на 200 лет раньше — в 1397-ом году. Именно по этой программе потом и ездил учиться Франциск Скорина. Так что без Ядвиги не было бы той науки и прогресса в ВКЛ.


    Королева Ядвига жертвует свои украшения для открытия Краковского университета

    Спустя 13 лет замужества за Ягайлой, Ядвига наконец забеременела их первым ребенком. Было ей тогда всего 25 лет. Витовт со своей супругой Анной Смоленской даже прислал серебряную колыбель в подарок. Но роды были сложными, девочка родилась преждевременно. Ребенок прожил 3 недели и умер. Через несколько дней умерла и сама Ядвига. Ребенка и мать похоронили вместе в кафедральном соборе Вавельского замка. Вот так, казалось бы, после такого бурного детства жизнь только начала налаживаться. Но все закончилось так и не успев толком начаться.


    Ядвига и Ягайло, Краков


    Могила Ядвиги и ее ребенка в Кафедральном соборе Вавельского замка

    Права Ягайлы на польский трон были обусловлены его браком с Ядвигой, поэтому послее ее смерти он собрал монатки и тихо уехал в Рутению, во Львов, с намерением вернуться в ВКЛ — тем более, что не осталось даже ребенка от их брака. Полякам же Ягайла настолько понравился за годы со-правления с Ядвигой, что они предложили ему корону опять, в итоге зародив династию Ягеллонов уже от литвинки Софьи Гольшанской.

    Историки, как Харрисон Томпсон и Оскар Халецкий, сходятся, что Ядвига была одним из лучших правителей Польши, на уровне Болеслава Храброго и Казимира Великого. В 1997 году Ядвига была канонизорована католической церковью и причислена к лику святых. А для нас важно то, что без Ядвиги не произошло бы цивилизационного выбора внутри ВКЛ в пользу западного пути развития: от культуры до науки, общества и прогресса.


    Герб королевы Ядвиги

    Мiкiта Лабанок

    32 комментария

    avatar
    Давай ещё про Анну Ягеллонку!
    0
    avatar
    Там от Анжуйской ветви Капетингов хрен да нихрена
    У Вас даже от ветки хрена — один анжуй, тем не менее мы Вас уважаем, пане… ;)
    +1
    avatar
    Хоть я и «гербовой» фамилии, т.е. шляхта беззямельная
    Лови буржуя!
    +2
    avatar
    Дворянина, а не буржуя!
    Чого?
    0
    avatar
    Хоть я и «гербовой»
    Обнимемся. Я хербу Прус, а ты? Блабла? ;)
    0
    avatar
    Там от Анжуйской ветви Капетингов
    Капетингу голову отрезали благодарные французы.
    Так себе авторитет.
    0
    avatar
    Ягайло шпрехал на старобеларуском и — под вопросом — неком балтском...
    Господи, да сколько же неучей вокруг. Сколько можно эту тему обсасывать, вместо того, чтобы просто подучить матчасть? И Витовт и Ягайло владели литовским языком. Дискутировать можно только о том, был ли это их родной язык или они должны были его знать, так сказать, по долгу службы, но факт есть то, что литовский был им прекрасно знаком.
    Читаем письмо Витовта Ягайле от 17 февраля 1429, в котором обсуждался вопрос коронации. Витовт напоминает кузену, что после предложения императором Сигизмундом ему короны, и одобрительных слов Ягайло, он сказал последнему по-литовски, чтобы тот не торопился с комментариями и посоветовался сначала с товарищами.

    0
    avatar
    Чё-то дюже ваш литовский вульгарную латынь напоминает. Ну или румынский…
    Международный язык вообще-то для дипломатической переписки в те времена.
    Иван 4.0 тоже на таком писал. Походу литовец.
    0
    avatar
    Источник на латыни, а в источнике рассказ про литовский.

    Вот только никто не покажет нам образчик того «литовского», к сожалению.
    0
    avatar
    Источник на латыни, а в источнике рассказ про литовский.
    Перевод в студию, если не затруднит.
    У меня сегодня плохо с латинским…
    0
    avatar
    Дык пан же ж Доллар вам суть перессказал уже.
    0
    avatar
    Дык пан же ж Доллар вам суть перессказал уже.
    Хммм… про то что Витовт на латыни по-литовски написал?
    0
    avatar
    Источник, на которой ссылается пан Доллар гласит, что Витовт не написал по-литовски, а сказал — «diximus».

    Вам, похоже, с русского на русский тоже переводить надо.
    0
    avatar
    Вам, похоже, с русского на русский тоже переводить надо.

    а сказал — «diximus».
    Не, ну всё понятно. По русски… Но что конкретно…
    0
    avatar
    Тормоз.
    Волк. Рад знакомству.
    А текст Витовта про что?
    0
    avatar
    А текст Витовта про что?
    Хуекст Витовта…
    0
    avatar
    Хуекст Витовта…
    Осторожнее с матерщиной — гауляйтер Фогель забанит, а нам потом стоять в одиночных пикетах под дождём.
    0
    avatar
    Не забанит. Он согласится, что наш прекрасный диалог развивается гармонично.
    0
    avatar
    Понятно.
    Но что сказал пан Витовт и на какой мове лично для меня остаётся загадкой.
    0
    avatar
    Но что сказал пан Витовт и на какой мове лично для меня остаётся загадкой.
    Ну и что, зато есть перспектива! Зато можете тиснуть заметку про какую-нибудь историческую личность (например Ядвигу Анжуйскую), и там в тексте вставить какую-нибудь фразу типа «Ягайло шпрехал на старобеларуском и — под вопросом — неком балтском...». И почувствовать удовлетворение от хорошо выполненной работы.
    0
    avatar
    Что есть такое старолитовский — не меньшая лингвистическая загадка.
    0
    avatar
    Вы думаете, что Витовт руську мову так назвал?
    0
    avatar
    Вы думаете, что Витовт руську мову так назвал?
    А кто ж ему запретит, великолитовскому шовинисту. ;)
    Даже в просвещённом XX веке ничто не мешало полякам называть беларусский язык диалектом польского, а москалям — русского. И всё это одновременно.
    +2
    avatar
    Что есть такое старолитовский — не меньшая лингвистическая загадка.
    Это когда на латинице, но с белорусским правописанием.
    Впрочем, не лингвист. Простите.
    0
    avatar
    и там в тексте вставить какую-нибудь фразу типа «Ягайло шпрехал на старобеларуском
    Может хоть вы расскажете в чём там дело?
    0
    avatar
    Дык я уже. 2 часа тому назад.
    0
    avatar
    Дык я уже. 2 часа тому назад.
    Ну в смысле, литовский с латынью попутали.
    0
    avatar
    Мугу, как же тут не попутать, если Витовт своё письмо вместо Times New Roman печатает абы какими шрифтами, а потом для публикации в интернете фотографирует вместо того чтобы аккуратно сканировать…
    :S
    0
    avatar
    если Витовт своё письмо вместо Times New Roman набирает абы какими шрифтами
    Calibri какой-то.
    Тьфу, гадость.
    0
    avatar
    Я вам помогу: вы хотели сказать, что приведённый выше фрагмент — не более чем звиздёж, подделка состряпанная в Польше © и вообще, где оригинал письма Витовта и где аутентичная аудиозапись его фразы по-литовски?

    И даже присоединяюсь, вместе с вами негодующе тупаю ногами на пана Доллара.
    +1
    avatar
    … негодующе тупаю ногами на пана Доллара.
    Не надо тупить на меня ногами. Я — очень твердая валюта, оттупите себе все пятки.
    +1
    У нас вот как принято: только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут делиться своим мнением, извините.