"
Потому страны Интермариума могли бы объединиться вокруг идеи построить в своем регионе Национальную модель модернизации. Тем самым бросив вызов всему миру и возможно, показав ему путь выхода из сложившегося экономического, духовного, демографического кризиса.
Думаю, такой градус идеологии даёт тот накал, при котором можно ковать какие-либо союзы."
====================================
Модерниза́ция —
I)
усовершенствование, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Модернизируются в основном машины, оборудование, технологические процессы (например, модернизация компьютера);
II) историософское значение —
макропроцесс перехода от традиционного общества к модерному обществу, от аграрного — к индустриальному. Согласно С.Н.Гаврову историософское понятие модернизации рассматривается преимущественно в трех различных значениях:
1) как внутреннее развитие стран Западной Европы и Северной Америки, относящееся к европейскому Новому времени;
2) догоняющая модернизация, которую практикуют страны, не относящиеся к странам первой группы, но стремящиеся их догнать;
3) процессы эволюционного развития наиболее модернизированных обществ (Западная Европа и Северная Америка), т.е. модернизация как перманентный процесс, осуществляющейся посредством проведения реформ и инноваций, что сегодня означает переход к постиндустриальному обществу.[1]
Изучением модернизации занимается теория модернизации.
III)модернизация это процесс реконструкции общественной системы полной или частичной с целью ускорения развития.
============================
Что модернизировать будем, граждане, в Украине и Беларуси?
И подлежит ли традиционное постсоветское украинское /белорусское общество модернизации, т.е. усовершенствованию?
Далее. Принципиальный вопрос:
что будем брать за образец? Современные США? Современную Зап. Европу?
Если берем за модель Зап. Европу, то тут сразу надо решать вопросы, кот.в Украине, Беларуси либо не соблюдались, либо не устанавливались СТОЛЕТИЯМИ. Бо мы, простите, были в составе Российской империи и там они также не были решены рускими.
1. Первая фундаментальная проблема:
установление и незыблемость частной собственности. В Беларуси она по факту есть, но частная собственность не является неприкосновенной. Система власти Лукашенко подразумевает, что если нужно, государство отбирает у вас эту частную собственность, а вас самого сажает в тюрьму.
2. Второй момент. Жить по Законам, а не по указам. Правовое государство. В Беларуси нет правового государства. И даже если Лукашенко уйдет, то все равно проблема остается. Захочет ли белорусская бюрократия и далее жить по писаным или неписаным указам, или она пожелает жить по легитимным законам. Тоже и население.
3. Третий принципиальный момент:
догоняющая модернизация как следование за Западом? Вестернизация? Или некая другая модель модернизации? Тогда какая?
Варианты по С. Хантингтону:
а).
Вестернизация - копирование западных институтов и прочих моделей экономики.
б)
Вестернизация без
модернизации.
" Вестернизация без модернизации характеризует внешнее, иногда операциональное усвоение западного опыта при отсутствии восприятия принципов и культурных особенностей западной жизни. Она связана с разрушением собственных культурных традиций общества без их хотя бы частичного заполнения заимствованными образцами. Такое общество называется разрушенным традиционным обществом, не перешедшим на следующую ступень развития. По такому пути пошли Египет, Филиппины. Казалось бы, на Филиппинах было американское присутствие, способствующее заимствованию американского опыта и образа жизни, но там не родилось отношений, похожих на западный капитализм. Напротив, сформировались самые непродуктивные общества. Египет и Филиппины находятся в бедственном положении".
в)
Модернизация без вестернизации.
"Иногда его называют постмодернизацией. По этому пути пошли новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии. Они модернизировалась, не меняя своей идентичности. Американский оккупационный режим в Японии после Второй мировой войны потребовал распада коллективных структур как проводников милитаристского сознания, и либерализация началась, но она привела просто к разрушению традиционного общества. В 50-е годы японские социологи выдвинули другую программу:
не ломать традиционные структуры японского общества, а изменять цели государства, поскольку общинные структуры очень хорошо проводят государственное воздействие. Они имеют иерархическую пирамидальную структуру и управляющее воздействие, поступая на вершину пирамиды, легко спускается вниз. Иногда Японией управляло всего десять чиновников. Японцы провели реформу, отказавшись от либерализации, поддержали имеющуюся коллективную продуктивность (термин А. Кара-Мурзы). Японское общество изменилось из-за того, что государство сменило свои цели. Здесь не культура адаптировалась к задачам модернизации, а руководящие элиты, желающие осуществить модернизацию, адаптировались к культуре. Они поступили, как древнегреческий законодатель Солон. Когда его спрашивали, мудрые ли законы он придумал, он отвечал, что его законы мудры, потому что народ по ним может жить. А если вводятся законы, по которым народ не привык и не может жить, основанные на предположении, что народ надо изменить, рекультуризировать, чтобы он мог следовать новым законам, то мало что может получиться.
Японцы модернизировались на собственной культурной основе, то есть они, не меняясь культурно, производили современные вещи, провели технологическую революцию. Многие, однако, говорят, что стагнация Японии 90-х годов - следствие недостаточной вестернизации. Японцы производят то, что им самим в жизни не очень нужно, большинство населения живет в прежнем мире. Этот опыт относительно успешен, но, как представляется, ограничен в своих возможностях.
г)
Догоняющее развитие.
"...Пропорции модернизации и вестернизации примерно одинаковы. По этой модели развивались Россия, Турция, Мексика и другие страны. Но и эта модель, обеспечив ряд достижений, в конечном итоге заводит в тупик. Он возникает, во-первых, из-за уже упомянутой особенности ускоренной трансформации Запада сегодня, не позволяющей установить, какую фазу развития Запада надо догонять. И второе: если рекультуризация, то есть элемент вестернизации, отрицания собственной культуры осуществляется очень быстро или является чрезвычайно оскорбительной по своей манере, то неизбежны откаты назад. Неудачи российских реформ в 1990-е наглядно иллюстрируют данный тезис, показывая опасности если не возврата к прежним формам правления, то к новым формам социальной деструкции и маргинализации".
д)
Национальная модернизация.
Возникает на некотором уровне уже достигнутой вестернизации.
"Россия имеет достаточно высокий уровень вестернизации, но еще нуждается в повышении этого уровня при заимствовании инфраструктуры, демократических институтов, рыночных отношений Запада. Вестернизация в сегодняшней России - это перенятие экономических механизмов и некоторых форм политической жизни западных стран. На Западе есть много книг, в которых говорится, что демократия будет трансформироваться, потому что она не является вечным спутником западного капитализма. Вестфальская мировая система после тридцатилетней войны дала миру систему национальных государств, о демократии речь не шла. А потом в Америке после Филадельфийского конгресса возникла Филадельфийская система, в которой уже демократия выступила на передний план. И сейчас происходит не только трансформация Вестфальской системы, но и трансформация Филадельфийской системы в связи с глобализацией. Скажем, такой очень известный автор, как Т. Иногучи написал и статьи, и книги о том, что демократия на самом Западе тоже трансформируется, что фетиш демократии сегодня не может стать основанием для преобразований3. Но все-таки, если мы хотим жить в демократическом обществе, а мы можем этого хотеть, то можем перенимать пока еще существующие западные институциональные структуры: демократические, управленческие, экономические, образовательные - все, что нам представляется ценным, мы можем брать, никто и ничто этого не запрещает, но мы не можем сказать, что мы догоняем Запад или развиваемся по западной модели, потому что Запад сам трансформируется".
"Итак, по мнению Хантингтона, надо пройти какой-то уровень вестернизации, а далее перейти к национальной модели модернизации или иначе, к тому типу развития, который диктуется национальными нуждами, т.е. нуждами данного общества. Национальный в данном контексте понимается не как этно-центристский, а как соответствующий интересам основной геополитической единицы современности - национальному государству. Получается, что необходимый и достаточный уровень усвоения западного опыта ведет сегодня к национальной модели развития, а значит к многообразию типов модернизации, возникающих на этапе сегодняшнего развития. Эта мысль Хантингтона, воспринимаемая как самая сомнительная часть его концепции возможного столкновения цивилизаций, вызвавшей серьезное сопротивление, вскоре была подтверждена как новым характером социальных изменений, так и новыми концепциями. Среди них, концепция одного из самых крупных специалистов по теории модернизации Ш. Айзенштадта, который доказал, что в условиях глобализации находящийся в трансформации Запад не может быть по-прежнему универсальным образцом развития. Каждое общество само решает, в каком типе модернизации оно нуждается. Появляется множество «модернизмов», складывающихся на локальном уровне4."
"Вьетнам, например, не собирается стать Западом, и японцы, которые с революции Мейдзи вестернизировались, не считают, что они должны имитировать Запад до такой степени, чтобы отказаться от своей культуры."
http://www.tuva.asia/journal/issue_1-2/ ... ncies.html*************************************************
Наша белорусская культура практически разрушена. Мы практически ассимилированы русской культурой за 200 лет в русской Империи.
Восстанавливать белорусскую культуру? Выскажу еретическую мысль:
А зачем? 
Ну. допустим, приходим к власти, проводим
насильственную белорусизацию (а другая просто в нынешних условиях невозможна), белорусы начинают поголовно говорить на белорусском языке, мыслить на белорусском, это позволит нам иметь успешную экономику, по темпам развития догоняющую Европу?
Очень сильно сомневаюсь. Вон эстонцам, латышам, литовцам на их языках не сильно получается догонять Запад. Но им было проще: они по факту религии и менталитета, культуры в основном однородные общества (католики или протестанты). А нам, белорусам, украинцам, будут просто гарантированы деградация и упадок, если мы во главу модернизации поставим
украинизацию или
белорусизацию.
Мы на этом пути не успеем модернизироваться, в том смысле чтобы стать успешными экономически.
Мы еще сильнее деградируем, а не подымемся.Предлагаю исходить из наличия жОсткого положения вещей.
1. Белорусское патриархальное (крестьянское) общество с белорусским языком и белорусской (в основном крестьянской) культурой было разрушено в 20-м веке коммунистами в составе БССР-СССР. С одной стороны это трагедия. Но с другой стороны патриархальное общество в значительной степени было уничтожено до нас, коммунистами. Нам будет проще проводить модернизацию, заимствуя новое, бо старое в значительной степени уже уничтожено.
2. Белорусское общество городское,
урбанизированное. Но вместе с тем оно и крестьянское (остатки патриархальной культуры у большинства белорусов в городах). Доминирующий язык русский. Это общество не
буржуазное. В стране почти нет буржуазии и нет носителя буржуазного (гражданского) сознания. Бо экономика не капиталистическая, а все еще государственная (госкапитализм в лучшем случае).
3. Это общество не знало демократии и нынешние и предыдущие поколения не знали капитализма, рыночной экономики. Это общество, уповающее на патернализм со стороны государства. Бросить их государству (элитой управляющей государством) наверняка означает, что это общество резко деградирует или вообще взбунтуется, не сможет быть эффективным в экономическим условиях свободного рыночного капитализма, да и на социальную поддержку у государства скоре всего не будет достаточно денег. Тут вам не Швеция. Нет такой эффективной экономики у государства.
4. Экономика индустриально-аграрная. Государственно-нерыночная, зависимая от внешних источников дотаций.
С чего начинать модернизацию белорусского общества в таких хреновых условиях?С демократических выборов на основе возвращения Конституции 1994?
Но в большей степени такое общество выберет себе президентом опять популиста и патерналиста, Лукашенко № 2.
И потом это общество жаждет не демократии, а справедливости. Опеки со стороны государства. А как ты их обеспечишь, они об этом не заботятся.
Таким образом,
на первых стадиях модернизации демократия не подходит. Потому что она приведет к власти не модернизаторов, а популистов и будущих диктаторов. Смотрим на Украину. Много Ющенко сумел модернизировать Украину на основе демократии? А Янукович? То-то и оно.
Т.е. демократия не условие модернизации в наших условиях.
В наших условиях успешная модернизация может быть (любая, любой вариант модернизации)
только авторитарной.
Дальше высказывайтесь кто за, против.
Потом обсудим варианты модернизации.