Китайский гамбит
А.Воротницкий
Стартовавшая в Беларуси президентская кампания всё настойчивее и громче наполняет информационное пространство страны IV-й предвыборной симфонией государственной пропагандистской машины. Важнейшим её аккордом, призванным оглушительно прозвучать на внутреннем политическом поле и привнести очередной недвусмысленный сигнал внешним заинтересованным силам, является запланированный на октябрь визит А.Лукашенко в Китайскую Народную Республику. Визит формально приурочен ко дню Беларуси в рамках открывающейся в октябре в Шанхае международной выставки «Экспо-2010», однако ни для кого не секрет, что целью его отнюдь не является реклама первым лицом страны белорусских товаров. Представительная делегация Беларуси намерена провести широкий круг встреч, включая знаковое рандеву двух руководителей государств.
Вне всякого сомнения, предстоящий визит будет широко освещён в белорусских СМИ и добавит «очков» в предвыборную копилку кандидата №1 в глазах его электората, однако также совершенно очевидно, что и предвыборная суета является далеко не первопричиной вояжа. Белорусская сторона связывает с поездкой гораздо более значимые надежды и чаянья, могущие предопределить национальную политику как минимум на среднесрочную перспективу. Визит официальным Минском готовится со всей тщательностью и результаты его не должны допустить права на ошибку: структурные экономические проблемы, грозящие перерасти в политическую катастрофу, требуют экстренных мер по выправлению ситуации. Принимаемые «точечные меры» в виде венесуэльской нефти и иранских договорённостей не могут кардинально повлиять на ситуацию. В этой связи стране крайне необходимо финансовое «плечо» совершенно других масштабов.
Если важность визита для белорусской делегации трудно переоценить, то в чём же заключается интерес в данном вопросе китайской стороны? В какой плоскости лежит заинтересованность восточных прагматиков в китайско-белорусском сотрудничестве? На сегодняшний день в информационном пространстве Беларуси озвучивается в подавляющем большинстве лишь официальная точка зрения по данной проблематике. Как аксиома преподносится точка зрения о крайней заинтересованности Китая в Беларуси в качестве некоего плацдарма для продвижения своих интересов в ЕС и России, а с заключением Таможенного союза – теперь ещё и в Казахстане. Думается, что чтение о подобных сомнительных перспективах вложения китайских финансов в Синеокую вызывает саркастическую улыбку не только у различного рода аналитиков, но и у самих китайцев. В то же время, КНР никогда не озвучивала официально и даже кулуарно намерений и целей своего экономического и политического присутствия не только в отношении Беларуси, но и касательно других подобных «точек приложения» своих усилий по всему миру. А подобных точек на сегодня – более чем предостаточно.
Китайская экспансия, катализированная мировым финансовым кризисом, сегодня не является ни для кого секретом. В той, или иной степени китайское присутствие день ото дня развивается на всех континентах, включая Антарктиду, где КНР строит огромную полярную базу на несколько тысяч человек. Что уж говорить о более обжитых районах планеты, а особенно тем её уголкам, где можно разжиться необходимыми для развития «азиатского тигра» ресурсами. Конечно же, Чёрный континент является основной стратегической точкой приложения китайских усилий, по поводу "освоения" его китайским правительством был издан даже соответствующий, не имеющий аналогов применительно к другим частям света, документ: «Политика Китая в Африке». Товарооборот КНР с африканскими странами удесятерился за прошедшее десятилетие и давно перевалил за сотню миллиардов. В азиатском регионе финансовое и политическое влияние Китая пока ещё сдерживается Японией и Индией, однако уже является без малого определяющим и не собирается останавливаться на достигнутом. Заметны успехи Китая и в Европе: строительство автодорог и иной инфраструктуры в Польше, Сербии, мощные инвестиции в пищевую и строительную промышленность Македонии. «Старая Европа» пока ещё изо всех сил блокирует доступ Китая к ключевым отраслям, однако «благодаря» китайской конкуренции в Европе уже исчезают, или переходят под контроль китайцев целые промышленные бренды. Что касается постсоветских государств, то и здесь Беларусь не является каким-то исключением в плане китайского присутствия. Кредиты и инвестиции получает Молдова, несмотря на неустойчивость политической системы и взрывоопасный территориальный вопрос. Без оглядки на постоянные катаклизмы в политической сфере, проводится экспансия в металлургическую и машиностроительную отрасли Украины, инвестируются крупные деньги в украинские порты. Недаром, не нашедший устойчивого финансового донора в ЕС Янукович, провёл знаковую встречу с Ху Цзиньтао в Вашингтоне, а руководитель МИД Украины не так давно совершил официальный визит в Пекин. Ситуация с китайской экспансией в Казахстане и вовсе грозит перерасти в экономическую аннексию страны южным соседом. Китай уже фактически владеет третью казахских энергоресурсов, далеко обойдя в этом плане российские компании и получив потенциальный доступ даже к урану. Полная сдача Казахстана под контроль Китая пока блокируется исключительно усилиями Н.Назарбаева, предпринимающего попытки выстраивания противовеса поглощению в лице России. Остальные среднеазиатские республики вовлекаются в китайскую сферу влияния гигантскими темпами и эффективных противодействий этому предпринять, пожалуй, не сможет уже никто.
Что же может предложить Китайской Народной Республике периферийная Беларусь на фоне грандиозных успехов претворения в жизнь китайской мировой политики «Щзоу чуцюй» - «Выход за пределы»? Как не трудно заметить, «плацдармов» для экспансий по всем направлениям у Китая – хоть отбавляй по всему миру, как говорится «одним больше, одним меньше…». В то же время, и ресурсов для инвестирования Китай имеет предостаточно, вопрос лишь в цене их привлечения. По прослеживающейся тенденции, в первую очередь Китай заинтересован в приобретении сырьевых активов. У Беларуси таковой, способный заинтересовать крупного игрока, в наличии один: Старобинское калийное месторождение. Переговоры по вопросам приобретения «Беларуськалия» китайцами идут давно, однако с белорусской стороны предлагается лишь миноритарный пакет, да и то по завышенной стоимости. А в свете недвусмысленной позиции российской стороны, выраженой в недопустимости перехода контроля над аналогичными российскими предприятиями к зарубежным собственникам, а следовательно – и невозможности, объединив активы, кардинально влиять на мировые цены, Китай перевёл внимание на канадский «Potash Corp.» (думается, что акционеры канадской компании не пришли в восторг от продажи её одному из основных потребителей продукции, поэтому ни китайцам, ни бразильцам «сдаваться» без боя не станут, но это уже другая история). Приобретение «Беларуськалия», несомненно, останется в сфере интересов китайских товарищей, но уже только как тактическая цель. Белорусские энергетические объекты тоже интересуют китайскую сторону, однако не являются сколько-нибудь значимыми даже в региональном масштабе. Слухи о возможном привлечении китайцев к гипотетическому строительству Белорусской АЭС, по-видимому, являются не более чем слухами: подобный ход белорусской стороны тут же похоронит проект строительства под тяжким грузом обрушившихся технических и политических проблем. Продукция машиностроения и вовсе интересует Китай только с точки зрения «развинтить до винтика», усвоить технологическую цепочку и создать собственный аналог. С подобным вероломством столкнулась, в частности, «Белшина», пустив на предприятие китайских технологов в качестве жеста доброй воли и получив буквально через год после их отъезда несколько заводов-конкурентов по выпуску шин для большегрузных автомобилей в Китае, отчаянно демпингующих своими пока ещё не совсем качественными изделиями по всему миру. Несомненно, та же участь ждёт и совместное предприятие по выпуску тракторов, а через пяток лет Китай, ничтоже сумняшеся, замахнётся и на карьерные самосвалы, чем разрушит тройственное равновесие на рынке «БелАЗА», «Комацу» и «Катерпиллера».
Зачастившие в последнее время в Беларусь китайские военные эмиссары наводят на мысль об ещё одном «продаваемом» аспекте сотрудничества. Данная сфера взаимодействия двух стран, по понятным причинам, наглухо закрыта в информационном плане, поэтому анализу поддаётся с большим трудом и только с теоретической стороны. Интерес Китая в военной сфере может лежать в области обмена технологиями «двойного назначения», а также допуска китайцев к имеющимся у Беларуси документам и технологиям в области относительно современных ПВО и авиастроения. Более серьёзное взаимодействие в плане военного сотрудничества в качестве форпоста Народно-освободительной армии Китая в Европе, скажем, радиолокационного, на сегодняшний момент не выгодно обеим сторонам, так как потребует открытого разрыва Беларуси с Россией (что немедленно повлечёт увеличение отчислений на содержание союзника) и будет воспринято как акт агрессии Китая против Москвы. Такими провокациями Пекин уже «переболел» с известным результатом в годы правления Мао и к своему неизбежному столкновению с северным соседом будет подходить очень осторожно и неторопливо. Китай ограничится приобретением «втёмную» интересующих его «товаров» для последующей их переработки до нужной ему кондиции, как, например, в своё время это произошло с покупкой у Украины недостроенного ТАРК «Варяг» якобы под плавучее казино, который успешно достраивается и скоро будет введён в состав китайских ВМС под именем «Ши Ланг». Возможно, стоит ожидать «всплытия» среди китайских пустынь некоего подобия такого «Варяга» в лице зенитно-ракетных комплексов С300.
Судя по всему, на сегодняшний день Беларусь пока не предложила КНР ничего настолько весомого, дабы далёкий восточный друг презрел возможные политические осложнения и предпринял рискованные экономические инвестиционные шаги по спасению белорусской экономики. Этот вывод подкрепляется и относительно скромной текущей статистикой белорусско-китайской дружбы: за громкими пропагандистскими фразами об очередных победах белорусской дипломатии стоят всего лишь не Бог весть какие связанные китайские кредитные суммы, конвертируемые в китайские же товары (зачастую некудышного качества даже по словам официального Минска) и китайские трудовые ресурсы, плюс – небольшой пряник в виде миллиарда живых недорогих денег, да и то под согласованные с Пекином мероприятия (в число которых «пополнение ЗВР Беларуси» явно не вписывается). Все остальное «громадьё планов» пока находится на этапе различного рода согласований и тоже не грозит привлечением столь необходимых свободных финансовых средств, требуемых для поддержания социальной и экономической стабильности в стране, а также для создания достаточной для обслуживания стремительно растущего внешнего долга «подушки безопасности». Что касается «связанных денег», то следует помнить, что китайские корпорации вовсе не стремятся работать в кооперации с местными производителями товаров и услуг, стилем их работы во всём мире является вытеснение бывших партнёров с рынка. В результате подобных заимствований, Беларусь рискует вложить свои деньги в китайскую экономику, да ещё и остаться ей должна. Тогда расплачиваться придётся уже более серьёзными вещами, включая суверинитет. В данном случае Китай ни на йоту не отступает от одной из своих старинных стратагем: «Дать кирпич – получить яшму».
Чего же ожидать от октябрьского визита белорусского главы в Пекин? Несомненно одно: у Беларуси всего два варианта игры на китайском поле. Первый - идти «ва-банк» и делать широкий жест, предложение, от которого Китаю сложно будет отказаться. Например – контроль над калийными активами по бросовой цене, но в увязке с этой сделкой льготного долгосрочного перекредитования дорогих белорусских долгов. Либо подарить в монопольное владение весомую отрасль, например – телекоммуникационную, пусть и не сулящую Китаю выгод в геополитическом масштабе, но заставляющую защищать вложенные инвестиции в дальнейшем. Второй же путь - продолжать ползучую «китаизацию» своей экономики, покупая за баснословную цену всего лишь отсрочку вынесения приговора о собственной суверенной несостоятельности с последующим получением кредитором всей без остатка белорусской «яшмы». Варианты использование последнего китайского козыря в сегодняшней геополитической игре имеют вполне предсказуемые последствия и являются хорошо читаемыми индикаторами того, на какую перспективу просчитывает действующее белорусское руководство свои действия и, по всей видимости, полномочия.
|