"Теория и практика относительности"
А. Воротницкий
Подготовка к легитимизации очередного срока на посту президента А.Г.Лукашенко началась не сегодня и не вчера. Все варианты альтернативного развития событий были либо отклонены, либо даже не подлежали рассмотрению. Единственный удобоваримый путь передачи власти старшему сыну по ряду причин не готов к реализации. Информационное зондирование общественного мнения и реакции политической элиты страны на перспективу выведения В. Лукашенко в публичное политическое поле путём назначения мэром Бобруйска, губернатором сначала Брестской, потом Витебской и Гродненской областей, последний вброс слухов о почти свершившемся назначении на пост мэра Минска, показали скорее негативную реакцию «подопытных», а кое в каких вопросах - и вовсе резкое отторжение. Работа в этом направлении, несомненно, будет продолжаться, но на текущем этапе отходит на второй план. В нынешней ситуации иного приемлемого выхода, кроме как пролонгировать собственные полномочия, президент Беларуси не имеет. Достигнуть поставленной цели реально, лишь заморозив белорусский status quo, в политическом и, насколько возможно, экономическом аспекте под прикрытием крупного геополитического игрока, влияние которого будет достаточным для самоустранения из игры остальных заинтересованных сторон.
В качестве реальных сил, имеющих свои интересы в Беларуси, способных радикально повлиять на ситуацию в стране, могли бы выступить только Европейский союз, Китай и Россия. Однако Евросоюз обременён собственными проблемами, к тому же заинтересованность его в Беларуси не настолько велика, чтобы идти на конфликт с Москвой в момент, когда ресурсы России требуются Европе для стратегического позиционного противостояния с Соединёнными Штатами. Поэтому заявления официальных европейских инстанций и отдельных должностных лиц из евроструктур во многом повторяют российскую тактику «качелей», позволяющую в любой момент легко изменить свою позицию по белорусскому вопросу без потери дипломатического лица. Исключением являются, пожалуй, только «неорадикалы» европейской политики в лице Польши и Чехии, обуреваемые, с одной стороны, фантомными болями от нанесённых Россией обид, а с другой – стремящиеся с помощью старой Европы занять место регионального лидера восточной части ЕС.
Китайская дипломатия и вовсе строится и реализуется с флёром восточной загадочности и непроницаемости. Основные присущие ей черты – прагматичность и, ставшая притчей во языцех, неторопливость, свойственная Поднебесной на всём протяжении её истории. В условиях белорусского цейтнота даже начавшиеся пять лет назад активные действия на вдруг открывшемся китайском направлении до сих пор не дали ощутимых результатов даже в экономическом плане, а в политическом и вовсе эфемерны. Попытка привлечь КНР в качестве инвестора в калийную отрасль с последующей привязкой его к политическому противостоянию, как защитника своих инвестиций, была спешно нивелирована Россией путём консолидации собственных калийных активов под крылом С.Керимова с недвусмысленным прицелом на Солигорск. В результате Китай перевёл внимание на канадский калий, для овладения которым не требуется ввязываться в грубую политическую интригу с совершенно непредсказуемым финишем.
Военные интересы Китая на территории Беларуси и вовсе размером с овчинку, не стоящую сколь-нибудь затратной выделки, а уж тем более – преждевременных конфликтов с северным соседом. Что касается рассматривания белорусской территории, как плацдарма для китайских предприятий по завоеванию рынков Таможенного союза и продвижению товаров в Европу, то ничего кроме пропагандистских лозунгов в этих тезисах усмотреть и вовсе невозможно. Обладая огромными свободными финансовыми ресурсами, прежде всего долларовыми, требующими немедленного вложения, КНР способна приобретать и строить предприятия непосредственно в Европе и России, минуя крайне сомнительных посредников. Чем, собственно, с переменным успехом и занимается.
Единственный реально заинтересованный серьёзный геополитический игрок на белорусском поле – это, несомненно, Россия. Также не подлежит сомнению, что руководство Беларуси это прекрасно осознаёт и все его усилия последних лет направлены на поиск путей нахождения общей парадигмы сосуществования. Проблема состоит в том, что предыдущая модель симбиотии перестала удовлетворять Москву как подающая отрицательный пример всему постсоветскому пространству и приносящая регулярные мигрени руководству.
Однако Беларусь, не желая отказываться от вполне устраивавшего её статуса «вечной барышни на выданьи», направила все свои усилия не на выработку прозрачных и обоюдовыгодных условий дальнейшего сосуществования, а на сохранение существующего баланса интересов. Инструментом для достижения цели был выбран контурно наметившийся раскол в правящем российском дуумвирате, все усилия и всё внимание переключено на поиск «точек трения» между управленческими командами и личностями их возглавляющими. Именно в этом и состоит основная ошибка белорусского политического ареопага. Просчёт, уже обернувшийся предвестником катастрофы, содержится не в том, что российский правящий тандем по-прежнему монолитен, как уверяют многие политические аналитики. Отнюдь нет, векторы движения команд, цели и методы их достижения значительно разнятся, разрыв по косвенным признакам вполне ощутим уже сейчас и будет усугубляться по мере приближения даты президентских выборов в России. Проблема в другом: каждая из возделывающих российское политико-экономическое поле «бригад» имеет свой собственный интерес и на белорусской грядке. Лихорадочный выбор Минска меж двух «московских зол» – сам по себе огромное зло: каждый из претендентов имеет достаточно сил и влияния, чтобы уничтожить «продавшегося» противнику игрока. В одночасье давшая трещину медовая жизнь московского мэра – яркое тому подтверждение.
В настоящее время ситуация доведена до состояния, описанного классической шуткой: любой шаг влево, либо вправо сопровождается выстрелом без предупреждения «конвоира» с противоположной стороны, приходится довольствоваться прыжками на месте, расцениваемыми как провокации. Однако поиски вариантов консолидации под знамёна одной из команд упорно не прекращаются. Даже в случае успеха «своего безнадёжного дела», Минск, выиграв в очень краткосрочной перспективе, в среднесрочной неумолимо вернётся назад в сегодняшнюю ситуацию, а в долгосрочной – обретёт стопроцентное фиаско системы силами «проигравшего» нынешнее тактическое сражение. Возможно, такая ситуация и устраивает руководство Беларуси на текущем этапе, однако следует уяснить одну неочевидную вещь: применительно к Беларуси политическое время течёт не так как в Китае, могущем себе позволить столетиями медитативно созерцать реку в ожидании проплывающего трупа своего врага. Под влиянием «больших небесных тел» обещанные выше средне- и долгосрочные белорусские «перспективы» весьма относительны и спрессованы, соответственно, максимум в год и два. Способен ли Минск признать свою тактическую ошибку и заставить изрядно заржавевший механизм принятия решений экстренно скорректировать направление поисков компромисса в сторону, обоюдовыгодную российскому дуумвирату - увидим уже в ближайшие месяцы.
|