Вложение:
275px-Coenobita_clypeatus1.jpg [ 5.78 КБ | Просмотров: 31853 ]
По материалам интернета
В прошедшем году произошёл качественный перелом в восприятии 3-х мерной печати (3D). Исполнительный директор Амазона Джеф Безос присоединился к венчурной группе, направляющей на развитие 3-х мерной печати 10 миллионов долларов. Гугл выделил команду разработчиков, задачей которых является исключительно программное обеспечение 3-х мерной печати. Идущий на дно Хьюлед Паккард видит в новой технологии свой спасательный круг.The Pirate Bay, крупнейший в мире шлюз по обходу авторских прав, выпустил манифест с декларацией несоответствя сегодняшнему дню законодательства об интеллектуальной собственности, а так-же с провозглашением смерти серийного промышленного производства. Финасовые аналитики говорят о следующей, в триллион долларов, индустрии, и слышатся голоса об изобретении больше, чем интернет.
Естественно есть и скептики. Когда появляются идеи, способные перевернуть существующий порядок вещей, скептики являются их естественным сопровождением. Скептики всегда рациональны и практичны. В своё время скептики говорили, что лампа накаливания, радио, телевидение и мобильный телефон никогда не смогут быть коммерчески успешными. Когда инженеры IBM разработали свой первый микрочип в 1968 году ему казалось не будет применения. Когда в 1977 году маркетинговый департамент DEC пришёл к заключению, что сможет конкурировать с IBM, инициировав рынок персональных компьютеров, президент компании отказался от этой идеи, в качестве аргумента приведя резоны почему никто не захочет иметь компьютер в своём доме. Вот в этом и есть проблема всех людей практического склада: когда они пытаются представить будущее они всегда видят настоящее.
Всё началось ещё в 80-х в Калифорнии. Это было как раз то врмя, когда HP и Epson приступили к активному маркетингу первых настольных принтеров. Яркая реклама в специализированном компьютерном журнале того времени "Compute!" озадачивала читателя фантастическими и в тоже время удивительными прогнозами, что рынок настольных принтеров к 1985 году достигнет 4 миллиарда долларов. Оценка оказалась слишком консервативной...Однако современные скептики были абсолютно убеждены, что ни один офис подобную продукцию покупать не будет.Потом они говорили, что нет никакого смысла иметь принтер в личном владении, затем, что цветная розничная печать - мёртворождённая идея. В это же время в долине Санта Клары на севере Калифорнии рождалась новая технология...
В принципе принтер – довольно простая вещь: двигающаяся из стороны в сторону форсунка, распыляющая или выдавливающая краску на 2-х мерную поверхность бумаги. Причём бумага и краска имеют второстеренное значение. Что важно – так это точность перемещения форсунки и управляющая ей программа, обеспечивающая желаемую траекторию движения. С точки зрения программного обеспечения практически безразлично как физически происходит процесс нанесения краски на поверхность – будет ли это механизм со струйным катриджем или лазерное устройство. Если мы можем печатать в 2-х измерениях, то нет никаких рациональных причин, по которым невозможно было бы печатать в 3-х измерениях. Вопрос лишь в стоимости оборудования и программного обеспечения.Сегодняшний уровень развития 3-х мерной печати – тому подтверждение. То, что было технически возможно 10 лет назад за сотни тысяч долларов уже сегодня делается за десятки тысяч, причём «печать» осуществляется с пощью десятков различных материалов от пластика до дерева, стекла, резины, стали и бетона. Некоторые «принтеры» работают даже с биологическим материалом такими как клетки почки, либо с композитными материалами, или вообще с шоколадом.
Как было и с рынком 2-х мерных принтеров в 1981-м году, объём рынка 3-х мерной печати в 2011 году оказался чуть выше миллиарда долларов, а к 85-му году ожидался 4-х кратный рост...
Кому нужна 3-х мерная печать? Может быть архитектору, строящему 3-х мерную модель своего будущего творения? Или дизайнеру, которому нужен прототип? Или прсто зуботехнику, готовящегму идеально подходящую форму? Всё это примеры использования 3-х мерной печати сегодня. В медицине уже сегодняшний уровнь технологий позволяет делать реплики костей, причём прочнее оригинала.
Если вдуматься, то 3-х мерная печать намного практичнее 2-х мерной. Зачем нам печатать документы, когда можно отсканировать и послать по электронной почте прктически всё, что угодно? Вероятно останется необходимость в 2-х мерных документах таких как дипломы учебных заведений или свидетельства собственности. Но это, пожалуй и всё. Ведь сколько мы не пытались превратить физический мир объектов 3-х измерений в документооборот, у нас так ничего и не получилось. Хотя до сегоднешнего дня способы создания искусственных объектов, манипуляций с ними, а так-же передачи их на расстояния по-прежнему примитивны, как голубиная почта. С появлением 3-х мерной печати всё кардинально меняется.
Ученые из университета Дрекселя в Филадельфии с помощью новой технологии в масштабе 1:1 создают точные реплики костей диназавров. Другая группа учёных занята созданием раковин для бездомных раков-отшельников, причём качеством лучше, чем оригинал. Естественно палеонтология и раки-отшельники не могут заплатить столько, сколько может заплатить Пентагон. И он платит. В истребителях F-35 используются детали, сложность изготовления которых до использования 3-х мерной печати была недостижима. Роллс Ройс так-же изпользует 3-х мерную печать.
Ранее недостижимая точность изготовления – одно из многих свойств, качественно отличающее 3-х мерную печать от традиционных способов производства. Это так-же и быстрее. С использованием 3-х мерной печати временная дистанция от дизайна до изготовления образца продукции – несколько часов вместо нескольких недель традиционного производства. Ducati сократил на 20 месяцев, или на 70% от своего обычного цикла, время изготовления нового спортивного двигателя. Это дешевле. С использованием 3-х мерной печати нет необходимости омертвлять капитал, заведомо производя больше необходимости, а так-же инвестируя в дорогие промежуточные инструменты, материалы, формы, штампы и т.д. Технология позволяет сократить транспортные расходы, индивидуализируя производство, что требует близости к конечному потребителю. Новая технология стимулирует инновации через элиминирование расходов на промежуточные от дизайна до производства стадии: 3-х мерная печать позволяет практически безболезнеено отказаться от старого решения и имплементировать новое в любое время. Новая технология намного «зеленее» за счёт отсутствия потерь материалов в производстве. В то время как традиционный процесс производства построен на вычитании до 90% изначального сырья, 3-х мерная печать построена на принципах сложения, добавления слоя за слоем снизу-вверх. Произведённые новым способом объекты прочнее и легче их традиционных аналогов за счёт возможности строить пористые конструкции с одновременным усилением плотности несущих стенок. 3-х мерная печать полностью завязана на индивидуальную потребность, позволяя до этого недостижимый уровень персонализации производства. Уже есть в продаже лампы, игрушки, бижутерия и купальные костюмы, изготовленные по индивидуальному дизайну и размерам.
В своё время Карл Маркс заметил, что капитализм всё твёрдое растворяет в воздухе. С приходом 3-х мерной печати больше нет принципиальной разницы между находящимся в одном из облаков оцифрованным дизайном и реальным физическим объектом. Как только физический объект становится программой- моделью тут же пропадает «экономика масштаба» в его производстве. Проще говоря, теряется всякий смысл платить китайскому рабочему в его усилиях произвести 100 миллионов дубликатов одного и того же продукта, чтобы затем по морям привезти его к месту потребления и забить им какие-то циклопические площади складов. Появляется смысл заплатить американскому или европейскому дизайнеру за изготовление 10 тысяч персоннифицированных продуктов в точном сответствии с эстетическими пожеланиями и физическими размерами клиента. Продуктов, которые могут быть посланы по электронной почте и «распечатаны» сначала в одном из «супермаркетов», а затем чуть позже и дома. Если физический объект равен компьютеризированной модели, то тогда все от инженера-конструктора космического корабля до скульптора ледовых фигур становятся создателями цифрового дизайна, облечённого в мантию компьютерной программы, и «невидимая рука рынка» перемещается из сферы частного потребления в сферу дизайнерских и программных разработок, их производства и сбыта.
Т.е. кардинально меняется характер производства и рынка конечной продукции: от унифицированных и многократно дублируемых физических объектов к унифицированным стилям и программным оболочкам, завязанным на медианы массового сознания. С этого момента границу между техносферой и социумом провести практически невозможно.В знаменитом американском сериале Стар Трек, отправляющем зрителя в далёкое будущее 23-го века, устройство, воспроизводящее объект на основе компьютерного дизайна, называлось репликатором. Невероятно, но эта научная фантастика сегодня – факт...