А. Г. Лукашенко: политический изгой или «хромая утка» ?Г. МонроВсе последние месяцы, особенно в свете резкого ухудшения российско-белорусских отношений, а также ближайших президентских выборов в Республике, белорусское и ближнее зарубежное политическое сообщество обсуждает фигуру одного человека – Александра Лукашенко. Близится рубеж, который этот человек и политик, судя по всему, хотел бы превзойти в политике. И. Сталин правил в Советской России и СССР 36 лет (1917-1953). После Сталина политическим долгожителем был Л. Брежнев. Во главе СССР он находился 18 лет (1964-1982). Александр Лукашенко стоит во главе независимой Беларуси 16 лет (1994-2010) и, похоже, что уходить не собирается. Тем не менее, в последние месяцы на политическом небосводе над головой А. Лукашенко появились грозовые облака с мрачно-грозовой надписью «Москва». Июньская газовая война, фильмы «крёстного батьки», проблемы со сбытом белорусской продукции в России, чёрная метка от А.И. Суздальцева с надписью «политический изгой» - все это политические раскаты и молнии, которые посылаются Москвой Лукашенко и всему белорусскому политическому классу с ясным и четким посланием: «этого» больше не хотим, выбирайте другого.
Почему Москва объявила А. Лукашенко политическим изгоем лишь на 16-ом году его правления ? Почему прежде любимый политический сын Москвы объявлен нынче в российских политических фильмах преступником, диктатором, белорусским «казановой», внебрачным отцом, политическим лицемером, коррупционером и т.д. ? Предоставим слово московской стороне:
А. И. Суздальцев: «…У нас 16 лет интеграции, союзного государства, самое поразительное, что таможенный союз у нас уже был, у нас он и есть фактически, но он так и недоделан. Мы на двоих не смогли ничего решить.
За шестнадцать лет интеграции мы вогнали в эту страну 52 млрд. долл., ресурсами, кредитами, поддержкой, своим рынком, вогнали, причём безвозмездно».
http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/ … uzdalceva/
Таким образом, если верить АИС, получается, что острое политическое раздражение в отношении А. Лукашенко наступило у Москвы после того, как на 16-ом году она, наконец, четко осознала для себя, что политический проект «союзное государство» во главе с А. Лукашенко от белорусской стороны нереализуем в принципе и ведет Россию лишь в политический тупик под названием: «
Какого черта мы сюда залезли?!» Дело и так зашло слишком далеко. 16 лет топали с кем-то по дороге в «никуда», а самое неприятное на поверку оказалось то, что топали рядом с обыкновенным политическим «кидалой». После этого у российского политкласса к самому себе, у российских избирателей для кремлевских политиков в ближайшем будущем не могли не пойти пренеприятнейшие вопросы типа:
- Почему мы строили союзное государство» с недоговороспособным политиком А. Лукашенко?
- Почему эти отношения, эта политическая «панама», (союзное государство), строились так долго?
- На кого, на чью политическую ответственность в России прикажете списать 52 млрд. долл. российской помощи Беларуси Лукашенко?
- И что Россия в ответ получила? С Беларусью все понятно: Лукашенко во всем виноват. А в России кто на роль виновного?
(Напоминаю, политический проект «союзное государство с Беларусью» осуществлялся в России при 3-х российских президентах: Б. Ельцин, В. Путин, Д. Медведев).
- Как выходить с наименьшими политическими, экономическими, социальными, культурными, имиджевыми потерями для российской власти из «союзного государства»? Как все это объяснять своим российским избирателям и что делать с российско-белорусскими государственными отношениями и лично с А. Лукашенко?
«Р» и «Б» сидели на трубе. Кто кого потерял? Из детства времен СССР помню детскую загадку-считалку: «А», «И», «Б» сидели на трубе. «А» упала, «Б» пропала. Что осталось?» 16 долгих политических лет «Р» и «Б» «сидели на трубе», на нефтяной и газовой трубе, на транзите сидели. Неплохо сидели, между прочим. Всем хватало. И народам, и государствам, и посредникам на трубе. Некоторые за это время через приближенных посредников даже превратились из нищего экс-директора совхоза в миллиардеры. Долларового, между прочим.
Причем, надо сразу оговориться: весь СССР сидел на этой образной и фактической «трубе», питался от нее, все 15 республик советской империи питались. Затем, после того как «проклятые буржуины» спелись при Р. Рейгане через ЦРУ с Саудовской Аравией в обмен на поставки развединформации и американского оружия монархической стране, а та в порядке любезности открыла на всю ширь свои нефтеносные краны и залила ею весь мировой рынок торговли нефтью, цены на нефть в мире упали, «перестройка» Горбачева в условиях хронической нехватки нефтедолларов забуксовала и СССР не стало. На трубе, где до этого паслись 15 республик, стало кому-то заметно просторнее. А слетевшим внезапно с трубы стало очень плохо.
После краха СССР в качестве привилегированных на трубе долго сидели славянские буквы «Р», «Б», и «У». Затем, как в той детской считалке, после известных «оранжевых» событий в «У» из числа привилегированных потребителей слетела «У». Остались «Р» и «Б». Теперь очевидно пришел черед слететь и нам, букве «Б».
Нельзя не согласиться с А. И. Суздальцевым, что А. Лукашенко на сегодня практически исчерпал свой политический потенциал. Но в качестве кого исчерпал ? Президента ? Как политической представитель белорусских «сидящих» на российской трубе исчерпал. И любой бы на его месте сейчас был бы такой «хромой политической уткой». Потому что если ты не идешь навстречу интересам России, плотно сидя при этом на российской трубе еще со времен СССР, и Россия тебя сейчас молотит по башке, сидящего всецело экономически на ее трубе еще со времен СССР, то ты не можешь не потерять политическое равновесие на этой трубе. Ты рискуешь слететь с нее.
Слетит ли буква «Б» окончательно с трубы в ближайшее время? Если этого захочет буква «Р», то, вне всякого сомнения. До нас ведь оттуда с нее слетел СССР. Не шутка, целая империя слетела. Затем слетела «У», теперь вероятно черед букве «Б», точнее политическому режиму «Б» в его нынешнем виде, сидящего на трубе и благодаря только трубе . Потому что нельзя жить на трубе, благодаря только трубе, не развивая ничего остального. А мы жили. Годами. Но если ты так живешь годами, а потом тебя внезапно отрывают от трубы, то тогда ты уже не жилец. Во всяком случае, не жилец в качестве представителя «живущих на трубе и благодаря трубе». Кстати, то же самое относится и к самой России.
Андрей Иванович патетически восклицает: «
Беларусь потеряла Россию». Красиво, но не верно. Беларусь не потеряла Россию, равно как и не приобретала ее ранее. Россия нам дана, как сосед, Богом и историей. Мы им даны, как сосед, тем же Богом. Поэтому мы друг друга не теряем и не приобретаем. А что же теряется? Кто кого потерял? Не волнуйтесь, граждане. Это политический режим имени А. Лукашенко в Беларуси теряет халявную русскую трубу как живительный источник своего политического и экономического существования в своем полуфеодально-социалистическом виде. Нам будет хреново в будущем? Очень. А этому режиму будет политическая смерть.
«Невиноватая я, он сам пришел…!»(к/ф «Бриллиантовая рука») После того как по истечении 14-16 лет для России стало очевидным, что никакого союзного государства с Россией А. Лукашенко достраивать не собирается, а собирается строить с Россией белорусский вариант бесконечного «строительства коммунизма» для белорусского политического режима за российский же счет, в России приняли решение о постепенном прекращении дотирования Беларуси. Было также принято решение объявить персонально и единственно А. Лукашенко виновным в провале проекта «союзное государство» в глазах российского избирателя. Со стороны политического класса России взять на себя часть политической ответственности за проваленный проект «союзное государство», за многолетнюю поддержку в становлении, упрочении и уже даже «бронзовении» в Беларуси политического авторитарного абсолютистского режима имени А. Лукашенко желающих не нашлось. Именно в этом свете следует рассматривать утверждения А.И. Суздальцева о том, что именно Лукашенко является виновным в провале интеграционного проекта и в том, что он превратился в международного политического изгоя. Прежде любимому политическому сыну Кремля А. Лукашенко постепенно присваивается статус политического прокаженного. Вот как это «элегантно» делается:
АИС: « Как только белорусский президент стал не нужен России, к нему мгновенно потеряла интерес основная часть современного мира, включая, естественно почти все страны СНГ. … В мире белорусского президента видели едва ли не посланником Москвы, через которого можно было передать некие просьбы в Россию».
Монро: То есть весь мир якобы не видит суверенное государство Беларусь на политической карте мира, пусть и во главе с авторитарным лидером. Весь мир якобы видел и видит в Беларуси лишь вассала России, весточки России передавать. Интересно, а зачем тогда в Минске, якобы у «вассала России», аккредитованы зарубежные посольства и прочие диппредставительства? Могли бы только в Москве сидеть, сами весточки Кремлю передавать.
АИС: « Лукашенко изолирован от Москвы. Он беззащитен и готов сотрудничать с любыми внешними силами, гарантирующими ему сохранение в его руках власти. …
Москва ему не доверяет. …Нурсултан Назарбаев, с тюркским умением «видеть» людей, еще с середины 90-х годов прошлого века относится к Александру Лукашенко с плохо скрываемым презрением. … От Лукашенко потребуют… Курманбека! …Председательский пост в ОДКБ -
не выход из международной изоляции, а еще один этап к ее упрочнению и потере последних остатков международного авторитета».
Как-то неловко напоминать аналитику и политологу Андрею Ивановичу, обучающего студентов азам политической аналитики, что Беларусь Лукашенко, между прочим, участвует параллельно в нескольких интеграционных проектах.
Среди них:
1. Проект «союзное государство», (который так никто официально и не отменял);
2. Проект «Восточное партнерство», с ЕС;
3. Проект «Таможенный союз России, Казахстана, Беларуси»;
4. Военно-политический проект «ОДКБ» с участием ряда государств СНГ.
Причем международный проект «Восточное партнерство» осуществляется без участия России! Другой вопрос насколько Беларусь Лукашенко успешна в этом или в других проектах, но факт остается фактом:
ни о какой международной изоляции Республики Беларусь во главе с Лукашенко на сегодня не может быть и речи. Берем ту же военно-политическую организацию – ОДКБ - созданную под эгидой России. С декабря 2010г. по согласованию с другими государствами-участниками ОДКБ А. Лукашенко в порядке очередности станет ее Председателем. Меж тем в Уставе ОДКБ мы находим (
http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm):
Статья 4
«В своей деятельности Организация сотрудничает с государствами, не являющимися членами Организации, поддерживает отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности. Организация содействует формированию справедливого, демократического миропорядка, основанного на общепризнанных принципах международного права.
Статья 12
«Совет является высшим органом Организации.
Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.
В состав Совета входят главы государств-членов.
Председателем Совета (далее - Председатель) является глава государства, на территории которого проходит очередная сессия Совета, если Совет не примет иного решения. Его права и обязанности сохраняются за ним на период до следующей очередной сессии Совета.
Генеральный секретарь назначается решением Совета сроком на три года по представлению СМИД из числа граждан государств-членов. Генеральный секретарь подотчетен Совету, участвует в заседаниях Совета, СМИД, СМО, КССБ и Постоянного Совета. Генеральный секретарь в соответствии с решениями Совета координирует разработку проектов соответствующих предложений и документов органов Организации, осуществляет рабочие контакты с другими международными межправительственными организациями и государствами, не являющимися членами Организации».
Иными словами, став в декабре 2010г. по Уставу ОДКБ Председателем Совета, А. Лукашенко
будет ОБЯЗАН взаимодействовать с главами государств-членов ОДКБ как внутри этой организации, так и на международной арене в случае необходимости. Потому что в Уставе ОДКБ об этом прямо записано:
«ст. 4. «
поддерживает отношения с международными межправительственными организациями, действующими в сфере безопасности».
Но и с Россией Лукашенко будет тесно взаимодействовать, потому что генеральным секретарем ОДКБ является представитель России Н. Бордюжа, а он по Уставу подотчетен Совету ОДКБ и ее Председателю. То есть никакой политической изоляции А. Лукашенко от России и от других государств-членов ОДКБ нет и быть не может. Таковы факты, а не «поэзия» в стиле АИС о том, как якобы грозно и «с плохо скрываемым презрением смотрит» Назарбаев в сторону Лукашенко, а уж как плюется про себя Роза Отумбаева, так и слов не передать.
Вот образчики политической логики и аналитики
АИС:
«В итоге Москва «поставила» медицинский диагноз Лукашенко, а значит, поставила на нем крест, как политике».
«Председательский пост в ОДКБ - не выход из международной изоляции, а еще один этап к ее упрочнению и потере последних остатков международного авторитета».
Монро: Председательский пост в ОДКБ Лукашенко – это не просто не выход из международной изоляции. Это не международная изоляция в принципе.
АИС: «В рамках своего председательства А.Лукашенко придется контактировать со всеми лидерами стран-участниц ОДКБ».
Монро: Какая же здесь в таком случае политическая изоляция Лукашенко на постсоветском пространстве?
АИС: Лукашенко засыпется на «киргизской проблеме» в ОДКБ.
«Киргизская проблема является ключевой для ОДКБ. …От Лукашенко потребуют «билет» на «входе» - отдать друга Курманбека! Иначе позиция А. Лукашенко будет изначально лицемерной – невозможно одной рукой способствовать стабилизации политического положения Киргизии, а другой рукой заниматься ее дестабилизацией».
Монро: А Лукашенко и не будет заниматься киргизской проблемой в рамках ОДКБ и на посту Председателя ОДКБ. Почему? Да вот поэтому, цитата самого А. И. Суздальцева:
«
Председательство в ОДКБ связано не с решением оперативных задач блока (для этого есть Н. Бордюжа), а с проработкой и согласованием концептуальных вопросов функционирования ОДКБ. Не более того».
«В общем, председательство Лукашенко в ОДКБ обещает для него серьезные проблемы».
А. И. , это аналитика? Сомнительно.
«Кто ж его посадит? Он же памятник!»к/ф «Джентльмены удачи» Белорусское прозападное аналитическое и политическое сообщества в последнее время бьются в аналитических схватках меж собою и поодиночке, пытаясь просчитать шансы А. Лукашенко в политических схватках с Москвою, а также взвесить шансы на трансформацию белорусского режима или его обрушение, номенклатурный переворот. К сожалению, большинство таких анализов просто не выдерживают никакой критики. Приведем основные версии, гипотезы, логику размышлений основных белорусских участников.
1. Молчать о выборах и точка!Ю. Дракохруст (радио «Свобода), 17 августа
России следует не признавать итоги очередных президентских выборов в Беларуси и победу на них А. Лукашенко. Что делать потом России? Ничего не делать. Ждать. Чем дольше Россия будет молчать о белорусских выборах, тем сильнее начнет волноваться белорусская номенклатура. В итоге она разволнуется настолько, что начнет бежать с тонущего белорусского корабля. Вертикаль власти рухнет.
Цитата: «Непризнание» возможно в том виде, что наблюдатели от СНГ или наблюдатели от России в составе СНГ солидаризуются с наблюдателями ОБСЕ, говоря о нарушениях. А российские медии говорят о фальсификациях и о том, как некоторые кандидаты терпят от белорусского режима за то, что хотят других отношений с Россией. А Москва молчит, не поздравляет Лукашенко с победой».
2. Номенклатурный переворот в Беларуси способен совершить тот, кто в погонах, пьет водку или произведет переворот в мозгах 6-ти губернаторов.Ю. Дракохруст, (радио «Свобода»), 17 августа:
«…Бойкот может быть очень быстротечным и только как вершина айсберга какого-то сценария. Например, номенклатурного переворота. Известно, что белорусская элита имеет очень тесные связи с Россией. Много белорусских чиновников, которые занимали руководящие посты, после отставки уехали в Москву. Причем, как провластные (Латыпов, Наумов), так и противники Лукашенко (Леонов, Кравченко).
…И если Россия решит сменить Лукашенко, то ставку будет делать не на оппозиционных кандидатов в президенты, о чем говорят меди (Санников, Некляев). В перехваченном и опубликованном в медиях разговоре сына экс-президента Кыргызстана Максима Бакаева со своим дядькой есть блестящий фрагмент. Он говорит: «Ты нравишься русским, потому что в погонах и водку пьешь». Вот это и есть формула поиска российского ставленника».
Монро: Генерал В. Фролов хоть и в отставке, но все равно при погонах и замечательно умеет пить водку. Значит ли это, что он замечательная кандидатура для России для номенклатурного переворота или как последующего ставленника?
Ю. Дракохруст: «Вот, например, бывший председатель КГБ Мацкевич находится теперь в Москве. …Вот когда люди такого типа начнут всплывать, тогда можно сказать, что Россия взялась за дело всерьез».
Монро: «Начнут всплывать» где? В Минске? Ну и что? Ну, всплывут и что дальше? Будут встречаться с некими людьми? Так сам факт таких встреч будет очень быстро зафиксирован спецслужбами Лукашенко, а люди, замеченные в сношениях с тем же Мацкевичем с белорусской стороны, будут тотчас взяты на круглосуточный контроль и прослушку. Уверен, многие из таких потенциальных лиц (топовые фигуры) УЖЕ СЕЙЧАС находятся на круглосуточном контроле в Беларуси. Их отслеживают: куда ездят, выезжают ли в Москву, с кем встречаются и т.д. Проблема Дракохруста в том, что он банальный дилетант по госпереворотам. За полгода до президентских выборов в стране никто переворотов, как правило, не планирует. Минимум за 1-2 года! Так, переворот против Х. Амина в Афганистане планировался КГБ СССР менее года до самого переворота ( декабрь 1979г.). И по своим дальнейшим результатам, с точки зрения политических последствий - партизанская война в РА - готовился плохо. Аналитики КГБ СССР так спешили по указке начальства, что не просчитали специфику страны, не привлекли специалистов по Афганистану.
А. Федута,
филолог-политолог: "Белорусская номенклатура сегодня- это 6 губернаторов. Они решают результаты голосований. За время Лукашенко в тюрьмах успели посидеть все, начиная с премьер-министра. Но вот губернаторов президент ни разу не посадил, потому что понимает их роль. Но они люди разумные и понимают, что им придется отказывать перед людьми. Если народ выйдет на улицы, то в сознании 6-ти губернаторов произойдет переворот».
Монро: Откуда возьмутся эти массы людей на улицах, г-н Федута? Почему они вдруг возьмутся, почему выйдут? И сколько надо таких людей, чтобы в «сознании 6-ти губернаторов произошел переворот»? 5 тысяч? 50 тысяч? 100 тысяч? Кто знает? В меньшей степени сам Федута.
Ю. Дракохруст: «Теперь Россия выступает против Лукашенко, такая ситуация никогда не происходила в новейшей российской истории. Но в этом сценарии существует минус и один вопрос. Минус состоит в том, что нет массового движения сопротивления против Лукашенко. Те же «цветные революции» были, по сути, номенклатурными переворотами, в которых народ на улицах использовался как оружие массового поражения. В Беларуси массовое движение пока не просматривается даже на горизонте.
…За годы правления Лукашенко к власти пришло поколение чиновников, которые не являются советскими людьми, головы которых не вывернутые на восток. Это
Янчевский, Зимовский, Петкевич, Зайцев, и др. Совсем не факт, что они отреагируют на давление Москвы, выступив против Лукашенко. На этот вопрос нет точного ответа».
Монро: Уж не этих ли лиц, г-н Суздальцев относит к польской фракции в окружении Лукашенко ?
Карбалевич,
политолог: “На мой взгляд, итоги выборов зависят не от 6-ти человек, а от одного. Это председатель Центризбиркома Ермошина, которая объявляет итоги народного голосования. Но наиболее важно здесь другое. Если народ выйдет на улицы, то это уже совсем другой сценарий. В таком случае позиция номенклатуры уже будет мало кому интересна.
Ю. Дракохруст: "Да. Все же, если мы говорим о номенклатурном перевороте, то разговор не идет про улицу.
Монро: Дракохруст сам себе противоречит. Потому что ранее он утверждал, что:
«…Те же «цветные революции» были, по сути, номенклатурными переворотами, в которых народ на улицах использовался как оружие массового поражения».
3. Кремль хочет, но не может (импотенция)Мих. Ильинский, 17 августа
«К счастью, до самых радикальных – имеется в виду силовой сценарий – никто из политологов пока что не дошел. Если же разговор идет о возможных политических действиях, то в качестве наиболее жестких рассматривается преимущественно выставление российским дуумвиратом на белорусских выборах собственного кандидата и непризнание их итогов в случае очередной победы Лукашенко. …Тот же Пионтковский считает, что в Беларуси таких пророссийских кандидатов просто нет. К сожалению, тут он ошибается: такого типа манкуртов, которые к тому же занимают высокие должности, очень много. Однако они совсем не дураки, сильный инстинкт самосохранения убеждает их, что на сегодняшний момент высовываться – это смерти подобно. Не случайно на роль лидера российской «пятой колонны» в Беларуси отдельным заграничным экспертам пришлось «назначить» Андрея Санникова. К тому же, если бы даже кто-то и согласился на самопожертвование, то в современных обстоятельствах никаких шансов на победу у него все равно не было бы.
…В Москве все это прекрасно знают и, чтобы не потерпеть публичного поражения, в этот раз открыто никого поддерживать не будут. Это, конечно, не исключает возможности какой-то подставной кандидатуры, однако только для чего-то типа «проверки боем».
4. Перспективы и ограничения белорусской номенклатуры…Также не выдерживает критики тезис о расширении российских контактов с какой-то неопределенной местной бюрократией: якобы в Москве «будут только рады подписать приватизационные сделки и контракты с целиком легитимными премьерами и министрами». Очень хотелось бы посмотреть на этих отчаянных парней, которые при непризнанном Россией, но сохранившем фактическую власть Лукашенко, будут подписывать «приватизационные сделки и контракты». Боюсь, однако, не получится. …Белорусская номенклатура… не только не рискнет поддерживать контакты с российскими чиновниками в обход высшего руководства, а, наоборот, будет со всех сил демонстрировать последнему свою абсолютную лояльность. Тем самым консолидация руководящей элиты только усилится.
Непонятно также, почему пророссийская оппозиция сразу приобретет вес и популярность на внутриполитическом поле. Неужели можно всерьез ожидать, что единственный «высокородный» поступок Москвы принудит кого-то поверить в ее моральное перерождение и готовность способствовать развитию белорусской демократии?
5. «Что Россия может на самом деле сделать на президентских выборах» 11.08.2010,
Виталий Силицкий, (Агентство BISS)
«… Считать, что Кремль будет решать собственные вопросы, сражаясь с Лукашенко на тщательно контролируемой им псевдо-электоральной арене, довольно наивно. Ни Путин, ни Медведев не собираются быть спарринг-партнерами в очередной «элегантной победе». Да и не нужно им никакого «пророссийского кандидата»- один уже был, точнее, и есть. Им нужна пророссийская Беларусь – пророссийская структурно и институционно, завязанная на Россию экономически, политически и военно так, что оттуда никак не вырваться. В первую очередь зафиксировать Беларусь - значит легитимизировать свои претензии на зону влияния, особенно когда старые инструменты легитимизации (тот же союз России и Беларуси) затрудняют самому Кремлю и не вредят присоединиться к Восточному партнерству.
…«Принуждение» Беларуси к таможенному союзу – один из примеров, каким образом старые внешнеполитические цели России достигаются новыми методами. Задачу отстранения Лукашенко, если такая стоит, теоретически можно было бы решить дестабилизацией внутриэкономической и политической ситуации до такой степени, что неугодный Кремлю руководитель просто теряет рычаги управления государством.
Реализация такого сценария в начале года в Кыргызстане была демонстрацией того, что ожидает нелояльных Кремлю лидеров. В таком сценарии и свой политический стиль – не «влазя» в драку напрямую, Москва просто «создала условия» для реализации желательного сценария. Однако реализовать киргизский сценарий в Беларуси за короткое время невозможно, да и нецелесообразно. Белорусская экономика, несмотря на все ее слабости и абсурды, достаточно прочная, чтобы период от начала давления до коллапса затянулся на годы, а от коллапса до социального взрыва – и то, неизвестно насколько. А местонахождение и геополитический контекст в Беларуси такие, что этот временной промежуток может быть использован тем же Лукашенко для того самого разворота, который Россия сейчас стремится предотвратить раз и навсегда».
…Сценарий очень простой. Кремль не влазит напрямую в президентскую кампанию, но…по ее итогах именно Россия заявляет в полный голос, что выборы в Беларуси не соответствовали никаким демократическим и европейским стандартам, фактически лишая руководителя Беларуси легитимности на восточном фронте.
Можно только представить, как такой шаг «поставит на уши» западных игроков. ОБСЕ, если ее допустят к наблюдению, если и поделится традиционно на «честных» и «нечестных» наблюдателей, то эта граница уже пройдет совсем не по границе бывшего СССР».
Резюме:- Отношения официальной Москвы и Минска находятся в состоянии затяжного напряженного политического кризиса. Прежде любимый политический сын Москвы А. Лукашенко получил политическую анафему и объявлен политическим изгоем.
Причина: политическую ответственность за провал интеграционного проекта «союзное государство» Москва хочет повесить лишь на одного участника проекта – А. Лукашенко.
- Часть российского политического класса пытается также повесить политическую ответственность за состояние белорусско-российских отношений в целом на белорусский народ, уравнивая, таким образом, белорусский авторитарный режим и белорусский народ, политика Лукашенко и белорусский народ. О своей части вины за состояние межгосударственных и международных отношений российская власть предпочитает помалкивать. О своей причастности к становлению и укреплению белорусской авторитарной модели в период с 1996 по 2010 год российская власть не говорит вовсе.
- А. Лукашенко не находится в тотальной международной политической изоляции. С декабря 2010г. он и вовсе возглавит Международную военно-политическую организацию ОДКБ.
- А. Лукашенко является белорусской
политической «хромой уткой», а не изгоем, в содружестве таких же наполовину уродливых неказистых «уток» по политическому питомнику в СНГ.
- Новым белорусским президентом Россия хочет видеть иного человека, не А. Лукашенко, однако созданная не без многолетней российской ресурсной и финансовой помощи белорусская авторитарная политическая система устроена таким образом, что уже не реагирует даже на политические окрики из Москвы.
- У Москвы нет общей стратегии и нет сценария смещения А. Лукашенко из власти под видом «пророссийских кандидатов» и прочее на предстоящих в Беларуси президентских выборах. Такого же сценария и стратегии нет и у Запада. У Москвы внутри Беларуси нет заметного пророссийского лобби в среде номенклатуры или в среде пророссийской оппозиции. Пророссийская оппозиция в Беларуси это скорее политический фантом, чем реальность. Таким образом, возможности давления на белорусскую ситуацию «изнутри» у Москвы крайне ограничены.
Причина: однобокая, односторонняя многолетняя политическая ориентация Москвы на сотрудничество с А. Лукашенко, а не с белорусским народом.
- Политическую проблему своего очередного «элегантного переизбрания» президентом А. Лукашенко пытается решить под флагом национальной независимости, белорусского суверенитета, фактически под лозунгами своих прежних политических противников – белорусских националистов. Часть белорусских националистов в Беларуси готова поддержать А. Лукашенко в его противостоянии с Россией.
- Белорусский советско-феодальный авторитаризм нереформируем. Он может быть лишь сломлен под воздействием внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы внутри Беларуси пока практически несущественны. Белорусская оппозиция разобрана и разодрана. Новой нет, а старая никуда не годится. Белорусская номенклатура труслива и разобщена.
- Российская модель раннебуржуазного авторитаризма по своему устройству и функционированию не тождественна белорусской , но очень близка к белорусской модели и переживает, по сути, похожие проблемы, схожие политические внутренние и внешние вызовы развития.
- Прежняя политическая дружба официальной Москвы и официального Минска утонула. Политические классы обеих стран за истекшие 16 лет «строительства» оказались во многом дилетантами, не видящими дальше собственного забора. Что осталось? Остались симпатии и взаимное историческое притяжение близких народов.