Ну, пусть будет так:
недобелорусы. Дальше то что? Что Вы предлагаете?
"
Монро, будь другом, распиши для Андрея ещё раз хронологию войн на территории Беларуси."
Да не вопрос. Итак о мове, о белорусской мове и не только. Только факты.
1. Язык -это очень важный, но лишь один из факторов культуры того или иного народа. Говорить об исчезновении белорусского языка у белорусов без осознания причин деградации белорусского народа в целом неправильно.
2.
В чем коренные причины деградации белорусского народа и умирания у белорусов белорусского языка?Даю ответ как я его понимаю. Мы являемся свидетелями последней стадии умирания белорусского народа, как народа самобытного, со своей культурой, языком. Начало трагедии относится не к Лукашенко. И даже не к КПСС и коммунистам. Начало трагедии белорусского народа уходит в глубь столетий и насчитывает уже, как минимум 300 лет. А то и все 500. Как уже отмечал американский политолог
С. Хантингтон в своей работе "
Столкновение цивилизаций" белорусы и украинцы живут на перекрестке цивилизаций, цивилизации католическо-протестантской и православной. Наша трагедия в том, что мы не являемся ни европейской (католическо-протестантской) цивилизацией, ни русской (православной) цивилизацией.
Мы являемся частью и того, и другого. Отсюда ментально и культурно "
разорванный" народ. Отсюда и раскол до сего дня среди нашей дохлой оппозиции. Просто эти придурки не знают в массе своей истории и не понимают причин того, почему они неспособны объединиться (разная культура, разная ментальность у одного и того же народа). Отсюда и их глупые прожекты, что мол, надо, наконец, сесть, договориться и объединиться. Уже почти 20 лет объединяются.
Не получится. Надо оставить эту химеру и каждому идти своей дорогой, не обращая внимания на разность взглядов и предпочтений. Кто победит, тот и будет определять куда пойдет эта страна. И никак иначе.
Этот грех (цивилизационный, ментальный раскол народа) совершил Великий князь ВКЛ
Ягайло в 1385г., когда в православной тогда стране решил принять предложение польской элиты, принять польский престол, женившись на польской королеве
Ядвиге в обмен на крещение остатков белорусов в католической вере и распространение католичества в Беларуси. С тех пор и началось постепенное
ополячивание белорусов (литвинов) в ВКЛ.
3.
Далее. В силу разных причин мы проиграли русским (в союзе с поляками) битву за империю в средние века, за политическое доминирование в этом регионе. Надо говорить об этом честно, говорить правду:
мы свою империю в союзе с поляками - Речь Посполитую- прос*али в к.18 века. Сами во многом виноваты.Что тут помешало, почему прос*ли, польская вольница, наше славянское раздолбайство,
либерум вето в сейме Речи Посполитой, пусть разбираются историки. Долгий разговор.
Пока отметим лишь факты:
- в ВКЛ большинство литвинов изначально были православными;
- Постепенно католицизм и польский язык стал брать верх в ВКЛ через насаждение униатства и католичества в ВКЛ польскими религиозными иерархами;
- в конце 17 века литвинская элита ВКЛ стала в основном польскоязычной, а не белорусскоязычной (литвино-русоязычной) и многие стали католической веры;
- в результате войн между
Московией и тогдашней Речью Посполитой за гегемонию в регионе больше всех пострадали белорусы, их культура, их язык. Из всего наследия древней культуры ВКЛ и Речи Посполитой, принадлежавшей литвинской шляхте до наших дней дошло, осталось
не более 1 % того материального и духовного наследия. 99 % было либо похищено русскими захватчиками и банально увезено в Московию, либо погибло, либо осело в Польше;
-в составе Российской империи литвинский (белорусский) народ на смену
полонизации стал подвергаться
русификации и насаждению православия по московским обрядам;
- как ни странно, однако насильственное прекращение
полонизации нашего края и введение русского,
русификации, возвращение православия московского обряда, дали возможность в какой-то степени "очунять" белорусскому языку в 19 веке и пробиться на свет во второй половине 19 века первым росткам белорусского (литвинского) самосознания (национализма).
Кастусь Калиновский и другие.
- Белорусский национализм как феноемн, как национальная идеология возник во 2 пол. 19 века, но заявил о себе в литературе лишь в конце 19-го века-начале 20-го века стихами
Купалы, Коласа, других поэтов и писателей. В политике он заявил о себе после
Кастуся Калиновского лишь в конце 19 века. Появились белорусские белорусскоязычные политики, в основном левонароднического, социалистического толка.
- В конце 19 века в качестве Северо-Западного края в составе Российской империи белорусы жили преимущественно в сельской местности. Там и сохранялся белорусский язык. Города здесь были уже тогда многоязычными.
Уже тогда в этих городах доминировал русский язык, язык русских чиновников, русских торговцев, был распространен также польский язык, был в ходу у евреев идиш, был и белорусский язык. Однако он не доминировал.
Доминировал русский язык.
- С падением самодержавия в 1917г. Беларусь была не только полем первой мировой войны, часть территории была оккупирована немцами, но и стала тотчас ареной острой политической борьбы за самоопределение. Здесь различными политическими, социальными, национальными силами боролись между собой сторонники, приверженцы различных политических проектов:
а.
прорусский проект (силами русской буржуазии и чиновничества в Северо-Западном крае, русские революционеры: большевики, меньшевики, эсеры);
б.
пробелорусский проект (силами белорусских социалистических партий, организаций, отдельные представители белорусской национальной буржуазии);
в.
пропольский проект (силами польского меньшинства на этой территории);
г.
еврейский проект (многие забывают, что большинство еврейской диаспоры в составе Российской империи проживало в Польше, Украине (Малороссия), Беларуси (Северо-Западный край). Еврейский национализм зародился как идеология (БУНД и другие политические организации и религиозные течения) именно здесь. Одно время евреи даже хотели создать свою государственность либо в Гомельской области, или в Крыму. Не забываем также, что белорусские евреи внесли огромный вклад в победе большевизма как непосредственно в России, так и в Украине и в Беларуси.
В итоге по результатам революции и гражданской войны (1917-1922) в России, Украине, Беларуси победил большевистский (по составу многонациональный, но по факту русский) политический проект.Этот прорусский политический проект и доминировал здесь до самого конца СССР (1991).
Далее вы знаете. Сперва большевики в Беларуси проводили политику
коренизации, белорусизации, поддерживали местные кадры, национальную культуру. Однако уже в конце 20-х национальное возрождение белорусского народа через
белорусизацию было остановлено, а многие национальные деятели были уничтожены физически или сосланы в Сибирь.
В 40-е, 50-е, 60-е годы в Беларуси проводилась целенаправленная
русификация белорусов при одновременной форсированной индустриализации Республики. Белорусские крестьяне стали после войны первым массовым поколением горожан.
До 1941г. белорусы в белоруских городах численно вовсе не доминировали. Так, например, город Минск по состоянию переписи до 1941г. был на 40 % еврейским городом, далее шли русские и белорусы, но кто из них доминировал- еще вопрос. И так обстояло дело и в таких городах как
Гомель, Витебск, Могилев, Бобруйск, Гродно, Брест и так далее. Так что я бы рекомендовал белорусским националистам, утверждающим, что белорусы в белоруссих городах и с белорусским языком когда-то доминировали численно, просто заткнуться.
После 1945-го поколение
новых горожан было из белорусских деревень. Их погнал в города голод и поиск работы, бегство от нищеты после окончания войны.
Они были белорусскоязычными, но под влиянием политики
русификации стали массово и довольно быстро переходить на русский язык уже в 50-е и 60-е годы 20-го века. Тому же способствовала и кадровая политика КПСС: расставлять на все ключевые посты в БССР лишь русских.
Одновременное массовое переселение белорусов из деревень в белорусские города (рост городов- урбанизация) и политика русификации, таким образом, заняли исторический период с
1945-го по конец 70-х, примерно 30-40 лет. Именно в этот период белорусы стали массово русскоязычными.
С конца 60-х и по наши дни начался неуклонный процесс окончательной деградации белорусского этноса. Потому что в результате насильственной
коллективизации (1928-1933) была разрушена белорусская деревня, была загнана в советский белорусский колхоз, совхоз, а там в силу сложных социально-экономических и демографических факторов начался процесс окончательной деградации колыбели любой нации- сельского населения, деревни, стал исчезать белорусский язык, превратившись в трасянку, стал деградировать сельский менталитет. Отсюда и поговорки тех времен: "
Кабы жыць нам усем у шчасци, трэба красци, красци, красци..."
После краха СССР, на волне политического, социального, национального пробуждения народов СССР, в БССР появились
новые белорусские националисты (З. Позняк, БНФ, прочие организации). Они были еще в нач. 80-х ("Талака", "Тутэйшые"), однако никакой существенной роли в социуме не играли. Теперь же на волне они вышли вперед и даже добились заметных успехов в политике (прошли в парламент 1989г., приняли Закон о белорусскоя языке), выводили в Минске до 100 000 своих сторонников.
Однако они совершили стратегическую политическую ошибку:
- Они сделали вопрос национального возрождения главным вопросом своей политической стратегии;
- Они политизировали значение белорусизации, значение белорусского языка для белорусского избирателя в белорусских городах (большинство белорусов жили в городах), где белорусы не были белорусскоязычными, а были массово русскоязычными. Белорусские националисты политизировали фактор и значение белорусского языка.
- Белорусская экс-коммунистическая и госноменклатура сперва панически боялись белорусских националистов и были готовы идти на большие уступки им. Однако ультранационализм лидера тогдашних националистов З.Позняка и в целом политическая тупость тогдашних националистов не позволили достичь компромисса между националистами и эс-коммунистами в политике, в деле возрождения Беларуси.
- Радиализм тогдашних националистов, смертельная боязнь за свою жизнь и свои привилегии тогдашней номенклатуры, политизация языка и упор на
белорусизацию вместо упора на экономические, социальные проблемы привели белорусских националистов к стратегическому поражению в борьбе с коммунистами и экс-коммунистами. На первых президентских выборах (1994) они выставили от себя два проекта:
а. номенклатурный (Кебич)
б. неосоветско-популистский (Лукашенко).
Неосоветский популист и русскоязычный демагог Лукашенко в итоге в умах тогдашних русскоязычных белорусов легко побил номенклатурщика Кебича и убедительно одержал верх над националистами (Позняк).
При выборе "мова или каубаса" победила "каубаса" от Лукашенко.Белорусские националисты до сих пор не хотят признать, что среди русскоязычных белорусов при выборе белорусизация или экономика, социальный добробыт (чарка/шкварка), русскоязычные белорусы выбирают уверенно добробыт (шкварку), а не белорусизацию (мову).
Я проанализировал все эти факты и тенденции еще в 2001 году и уже тогда написал и впервые среди белорусов озвучил в Беларуси прискорбный для белорусских националистов приговор:
белорусский национализм потерпел в Беларуси историческое поражение.
На основе ультранационализма, белорусской националистической идеологии, белорусские националистические партии никогда не придут к власти демократическим путем.(Для этого у них нет массовой социальной и национальной опоры в Беларуси).
В 2007 году к аналогичным выводам пришел философ В. Акудович ("Вяликая здрада".)