Новые горизонты
Г. Монро1
В Беларуси приближается праздник. Западноориентированная часть белорусского социума (крайне незначительное меньшинство в масштабах Республики) будет праздновать свой ежегодный праздник, день провозглашения Белорусской Народной Республики 25 марта 1918 года,
День Воли. Отдавая дань уважения поклонникам сей исторической даты и краткой роли БНР в дальнейших исторических событиях, приведших в итоге к провозглашению большевиками БССР, тем не менее, отметим, что в белорусской истории 20-го века было предпринято 2 попытки провозглашения и строительства белорусского национального государства и обе эти попытки следует признать в целом неудачными.
Провозглашение БНР было первым опытом создания на белорусской земле национального государства по этническому признаку. Официальным языком был провозглашен белорусский язык, столицей государства – Минск. Однако у Правительства БНР не было суверенитета над территорией (она была оккупирована немцами), не было Конституции, не было аппарата принуждения (армии, полиции), не было местных органов власти, судебной системы и так далее. То есть БНР не успела стать настоящим государством.
Крах Германской империи в ноябре 1918г. привел к тому, что немецкое командование стало выводить войска с этой территории. Советское Правительство во главе с Лениным воспользовалось крахом Германии, денонсировало Брестский мир и направило свои войска на освобождаемые немцами территории в Белоруссии. Вслед за отступавшими немцами 3 декабря 1918г. покинуло Минск Правительство БНР. Сперва оно переехало в Вильно, затем в Гродно. Затем началась советско-польская война, раскол правительства БНР, затем его разные осколки вынуждены были эмигрировать в Европу, правнуки которых ныне проживают в США и Канаде и каждый год радостно поздравляют нас с
Днем Воли.
Крах СССР в 1991г. позволил белорусам попытаться во второй раз создать свое белорусское национальное суверенное независимое государство. Опять официальным языком государства был признан белорусский язык, началась
белорусизация. Адепты белорусского национализма в Беларуси и в парламенте следовали по идейным стопам основателей БНР и брали пример с литовских националистов в Литве периода «Саюдиса». Главной составляющей идеологии «Саюдиса» тогда был рафинированный национализм, основное кредо которого гласило: «
Нация превыше всего. Права нации превыше прав человека». БНФ во главе с
З. Позняком взял на вооружение ту же догму: «
Права белорусской нации превыше прав человека в Беларуси». Негласно в практику белорусской жизни насаждался принцип: «
Права белорусскоязычных белорусов важнее и выше прав небелорусскоязычных белорусов». В этом, на наш взгляд, и состояла, главная стратегическая ошибка БНФ: активное навязывание
белорусизации в дебелорусизированной стране, негласное противопоставление белорусскоязычных белорусов против русскоязычных белорусов, нагнетание русофобии, антироссийских настроений.
То, что получилось у литовских националистов в Литве, не получилось у белорусских националистов в Беларуси. К моменту краха СССР-БССР белорусский народ не говорил в подавляющей массе на белорусском языке, испытывал сильнейшие экономические проблемы, быстрое падение уровня жизни и отсюда сильнейшую ностальгию по сильной и вменяемой власти. В итоге в отличие от литовского народа белорусский народ решил, что для него «
шкварка и порядок важнее, чем мова и демократия». Из этого решения белорусского народа и возник политический феномен А. Лукашенко и последующий белорусский авторитаризм, утвердившийся тут на многие годы.
Белорусский национализм победил не А. Лукашенко. Белорусский радикальный национализм, как идейного собрата радикального литовского национализма в Литве, на самом деле отверг белорусский народ, еще на президентских выборах 1994 года. Дальнейшее затухание белорусского национализма растянулось на годы и шло в острейшей идейно-политической и административно-уголовной борьбе вчерашней белорусской коммунистической номенклатуры.
В этом принципиальное отличие Беларуси от Литвы.
В Литве «Движение за перестройку в Литве» («Саюдис») первоначально создавала группа из 36 человек, 17 из которых были членами КПСС. В дальнейшем «Саюдис» был сторонником весьма широкого социального, национального и демократического спектра литовского общества. И выступал он первоначально всего лишь за «
поддержку и углубление начатой Коммунистической партией Советского Союза перестройки социалистического общества на началах демократии и гуманизма».
В БНФ также было немало коммунистов и выступал он также за «демократию» и «перестройку». БНФ, как и литовский «Саюдис», первоначально также объединял широкие социальные, национальные и демократические круги белорусского общества. Отсюда многотысячные митинги и шествия БНФ в Минске тех годов. Затем вслед за «Саюдисом» БНФ стал дрейфовать в сторону радикального белорусского национализма. У «Саюдиса» в Литве после обретения независимости это привело к значительному сужению их социальной, национальной и идейной базы, к значительному сокращению их сторонников в обществе. Но это было потом. Главное же, что удалось литовским националистам «Саюдиса» в 1989-1990гг. - это заключить с коммунистической номенклатурой Литвы негласную политическую сделку о выходе из СССР и совместного курса на построение независимого литовского государства. В итоге этой сделки Литва и провозгласила свою независимость в 1990 году.
В Беларуси БНФ это сделать не удалось. Спустя много лет со стороны наиболее умных членов БНФ автору доводилось не раз слышать слова:
«
Наша главная проблема и ошибка состояла в том, что в Беларуси в то время не было своего белорусского Бразаускаса. У нас был только Позняк. Это мог быть также Машеров. Но у нас не было уже Машерова. У нас был Малофеев и Дементей».
В итоге никакого компромисса, никакой политической сделки между белорусскими националистами и белорусской советской и коммунистической номенклатурой достигнуто не было ни во времена заката СССР-БССР, ни после провозглашения независимости Беларуси. Между ними все ширился разрыв. Националисты говорили на белорусском языке, номенклатура на русском. Националисты исповедовали западные ценности и призывали «идти на Запад», вплоть до вступления в ЕС и НАТО. Номенклатура выступала за сближение с Россией Б.Ельцина.
Националисты в большинстве случаев были из гуманитариев, творческой интеллигенции. Белорусская номенклатура по своему происхождению была в большинстве случаев из белорусской советской деревни, из колхозников, из рабочих, сделавших затем карьеру при БССР на советской хозяйственной или административно-партийной работе. Большинство националистов довольно слабо представляли себе как устроена белорусская экономика и каковы запросы простых белорусских тружеников. Против белорусских националистов, гуманитариев города, выступала советско-коммунистическая номенклатура, корнями своими из белорусской деревни, но при этом в подавляющей своей массе принципиально не говорящая на белорусском языке.
В итоге образовался чудовищный раскол, разрыв между обанкротившей коммунистической номенклатурой БССР, которая при этом знала как устроена и как работала реальная советская экономика, и утопической белорусской гуманитарной интеллигенцией, мечтавшей о возрождении традиций ВКЛ и БНР, мечтавшей о включении Беларуси в орбиту ценностей Запада, Европы.
Это была также борьба между «
городом и деревней». Между «
городом», мечтавшим о белорусской Беларуси и «
деревней», порвавшей еще в советские времена со своей «белорусскостью», чтобы «
пробиться в люди», «
стать городскими». В итоге в Беларуси, в политике 90-х, почти в прямом смысле слова реализовался лозунг «лимиты» 70-х»: «
погнали наши городских».
С начала 90-х и до сего дня в Беларуси идет невидимая миру полемика, идейно-политическая борьба между «
западниками» и «
западнорусами», между сторонниками вступления в ЕС и сторонниками сближения с Россией.
«
Западники» - это члены карликовых оппозиционных политических партий, движений, многочисленные НПО, вот уже без малого 20 лет финансируемые западными правительствами и неправительственными организациями.
«
Западнорусы»- это сторонники концепции «единого русского мира», общности судеб русского, белорусского, украинского народов, малочисленные «имперцы», «евразийцы», вплоть до маргиналов ультранационалистического русского толка.
Посередине между ними, у власти, находится вчерашняя коммунистическая, комсомольская, административно-хозяйственная номенклатура и постсоветский директорский корпус. Они ни за «европейские ценности» «западников», ни за вступление в Россию «западнорусов». Они за свою власть, свою собственность, свои интересы. А. Лукашенко- их арбитр и их представитель.
Без малого 20 лет эта «номенклатура» во главе с А. Лукашенко удерживает власть и, нравится это кому-то или нет, но именно она на поверку оказалась проводником становления белорусской государственности и по факту белорусскими националистами. 20 лет они «кормили» Москву обещаниями скорой интеграции. 20 лет Москва предоставляла преференции и кредиты. В итоге в Беларуси выросло уже целое поколение белорусов, которые никуда не хотят уходить, ни «на Запад», «ни на Восток». Они хотят жить в близкой Западу и России, но суверенной Беларуси, вне политико-экономических блоков.
С представителями белорусского национализма, они же «
западники», и представителями «
западнорусизма» жизнь сыграла злую шутку. Представители этих двух идейно-политических течений в белорусском обществе фактически отстаивают 2 разных имперских проекта, т.е. фактически они выступают против белорусской независимости. «
Западники» ратуют за сближение, за вхождение в ЕС и даже НАТО. Членство в ЕС подразумевают передачу существенной части государственного суверенитета в пользу никем неизбираемых еврокомиссров Брюсселя. «
Западнорусисты» выступают за союз с Россией, либо в рамках «союзного государства», либо в рамках Евразийского политического союза. И то, и другое по факту есть ни что иное как разные способы уничтожения белорусского национального суверенитета или его существенное ограничение.
То же самое произошло с Прибалтикой. Добившись независимости от Москвы, они по историческим меркам практически мгновенно, передали свою независимость другому политическому блоку. Один из идеологов литовского «Саюдиса», филолог
Ромуальдас Озолас, в наши дни утверждает, что «
после 1 мая 2004 года, т.е. после вступления Литвы в состав ЕС, Литовская Республика как независимое государство юридически прекратила свое существование». (1) Теперь это просто «
Евросоюзная Литовская Республика (ЕСЛР) или Литовская Республика Евросоюза (ЛРЕС)». По мнению философа
Р. Озолоса участие Литвы в ЕС ведет литовскую нацию к деградации и самоуничтожению. (2)
Схожие оценки звучат из Латвии. Один из прежних активных участников латышского национализма и борьбы за независимость, за уход от «советской империи», композитор
Имант Калниньш, народный артист Латвийской ССР, между прочим (1985), опубликовал в прессе сенсационное заявление «
Страна без будущего – за это ли мы боролись?» (3)
«
Страна без будущего — неужели это то, чего мы добились, когда брались за руки на "Балтийском пути" и строили баррикады на рижских улицах? Нас, как стадо овец, сейчас тащат в загон на задворках Европы. Мы же хотели быть в мире равными среди равных — сами управлять своим народным хозяйством, формировать отношения с другими странами и устанавливать ориентиры во всех аспектах жизни наших людей и общества.
Речь не о евро. Речь о том, хотим ли мы раствориться в федеративной Европе, которая смертоносна для будущего нашего народа, или мы хотим строить страну, о которой мечтали на заре Третьей Атмоды. Вступление в еврозону затруднит для нас освобождение из этих смертельных объятий. Латышский народ не голосовал за присоединение к федеративной Европе, поэтому референдум теперь обязателен. Но вопрос должен быть не о вступлении в еврозону, а о невступлении в утопический проект, который называется "федеративное европейское государство".
Уже сегодня Евросоюз — больше не та организация, за вступление в которую граждане Латвии голосовали 20 сентября 2003 года. 1 декабря 2009 года вступил в силу Лиссабонский договор. Конечно, со временем любая система вынуждена меняться. Но если эта потребность продиктована теми, кто контролирует финансовые ресурсы, но возникает вопрос — предусмотрен ли ЕС для защиты таких интересов. Я отдал голос за вступление Латвии в Евросоюз, так как был уверен, что Латвия обретет реальный суверенитет и способность определять свое будущее.
Мы знаем, как мы добрались до края этого болота. Только мы не знали, что болото.
…Да, в советские годы плоть нашего народа безжалостно раздирали и пытали. Но дух народа поднялся до невиданных высот. Такого расцвета культуры и искусства как в 1960-1990-е годы Латвия никогда не переживала. Вы иронизируете о ностальгии по тем временем. Но лишь слепые не видят, что знаменитый железный занавес в большой степени защищал наше сознание от той клоаки, которая теперь щедро выливается на нас с Запада и с равнодушием цунами сметает защитные барьеры, которые наш народ строил тысячелетиями, чтобы защитить своих людей и себя.
…Латвию брутально одурачили и обчистили. И мудрости наших прежних лидеров хватило лишь на то, чтобы увидеть свою выгоду и попытаться что-то урвать для себя. Система ценностей, которую пропагандирует западная цивилизация, полностью обанкротилась, а мы пытаемся втиснуться туда любой ценой и берем в советчики тех, кто называет дегенерацию сознания прогрессом, а снос тысячелетних ориентиров человечества — "западными ценностями".
Подведем краткие выводы:1. Авторитарный белорусский режим, установившийся в стране в 90-ые, законсервировал старую, советскую модель экономики и общественных отношений. Однако этот режим не был навязан нам Москвой, как это утверждают апологеты белорусского национализма. Это была консервативная реакция белорусской номенклатуры по запросам большей части консервативного белорусского общества;
2. Белорусский государственный суверенитет не был передан подобно Прибалтике в западные или восточные руки. Однако экономический суверенитет Республики фактически подорван вследствие архаичной модели экономики и управления. Беларусь тотально экономически зависит от России;
3. Белорусский авторитарный режим сталкивается с глубоким системным кризисом. В рамках старой модели экономики он разрешен быть не может;
4. Вместе с тем 20-лет авторитарного белорусского правления в целом пошли на укрепление белорусского национального самосознания и укрепление белорусского государственного суверенитета;
5. Проект белорусских «
западников» в Беларуси и проект «
западнорусистов» есть, по сути, одинаковые проекты уничтожения (или ограничения) белорусского национального и государственного суверенитета и посему их носители в белорусском обществе должны рассматриваться не иначе как
национальные предатели.
6. Западный проект для Беларуси через западных ставленников в Республике в лице всевозможных оппозиционных партий и НПО пришел к полному идейно-политическому банкротству вследствие своей оторванности от народа, утопичности и пребывает в стадии полного разложения.
Продолжение следует…=====================================================================
Примечения:
1.
http://maxpark.com/community/2195/content/7626672. Там же.
3.
http://rus.delfi.lv/news/daily/versions ... d=42983576