О роли и месте тупости в белорусской политике
Г. Монро"Наши люди на такси в булочную не ездють..."
.
(к/ф "Бриллиантовая рука", 1968)
Не знаю, писал ли до меня раньше кто о месте тупости в белорусской политике, но на всякий случай претендую на лавры первенства. Судите сами: белорусскому независимому государству, возникшему на руинах СССР уже 21 год. Из них А. Лукашенко у власти 18. Что в Беларуси некому было бросить ему политический вызов все эти 18 лет? Да полноте! Были неплохие претенденты, но все они штурмовали бастионы авторитаризма не только по результатам подсчета мадам Ермошиной поданных бюллетеней. Некоторые понимали, что просто так бюллетенями власть у Лукашенко не отберешь, нужна не просто большая, а массовая поддержка белорусского народа в день выборов, чтобы подкрепить серьезность своих намерений на власть. В 2006г. в Минске в день выборов поддержать Милинкевича и Козулина вышли 30 000. Четыре года спустя сборная команда претендентов на президентство в Минске в свою поддержку собрали уже 40 000.
Из 9 миллионов! В полуторамиллионном Минске! За 18 лет !Отчего же так мало? Почему за 18 лет наша оппозиция так и не приобрела массовой поддержки у населения? Только ли один Лукашенко в том виновен? Нет, конечно, он старался как мог: бросал ОМОН на оппозицию, доил Россию, повышал зарплаты, пенсии, сажал в тюрьмы. В общем, поступал вполне рационально, в духе товарища Сталина и Брежнева, чтобы сохранить за собой власть, а выборы превратить в пустую формальность.
Так в чем еще дело?
Я считаю в тупости.
В тупости политических оппонентов Лукашенко, в их идейной импотенции, в их неумении или неспособностях объединить вокруг себя белорусов за 18 лет.
Судите сами. На заре нового государства, в конце 80-х, только родившийся БНФ во главе с З. Позняком взял принципиально на свое вооружение белорусский язык как политическое оружие в борьбе с тогдашними коммунистами. Идею возрождения с радостью подхватила белорусская творческая интеллигенция. Коммунисты в Верховном Совете дрогнули и проголосовали за белорусский язык как единственный государственный язык в Беларуси. Притом, что страна была практически вся русскоязычная. И что помог белорусский язык З. Позняку и С. Шушкевичу одержать победу в президентской гонке 1994 года с русскоязычным В.Кебичем и А. Лукашенко? Чем победил А. Лукашенко своих соперников? Своими простыми идеями навести порядок, изложенными самым доходчивым, ужасно бедным…русским языком. А на следующий год он провел антиконституционный референдум и вернул белорусам официально двуязычие, в обмен на щедрые русские дотации. И белорусы не воспротивились. Так «чарка» победила «мову». Уже во второй раз. А белорусская оппозиция и тогда и сейчас упорно
размауляе на мове, превратив ее в принцип, в политическое оружие. Опять напоминаю: в практически полностью русскоязычной стране. Это ли не тупость?
Именно тупость носителей белорусского национализма вынудила меня еще в 2001-м вынести им публично приговор: они политизировали значение
мовы, постоянно раскалывают белорусский народ и поэтому они никогда не придут к власти. С белорусами надо разговаривать на том языке, на котором они хотят говорить с тобой в данный момент, в данном конкретном месте, то есть и на белорусском и на русском языке. И вот прошло еще 11 лет. И тут до самых тупых в белорусской оппозиции, наконец, стало что-то доходить. Видать-таки прочитали работу философа
В. Акудовича «Вяликая здрада» , «Код отсутствия». Напомним основные идеи Акудовича:
«
За политическими митингами, шествиями, полемиками, репрессиями проходили годы. Белорусская национальная оппозиция, одна из наикрупнейших в тогдашней Европе, которая на протяжении почти десятилетия могла системно выводить на улицы Минска десятки тысяч людей, постепенно начала обессиливать, хиреть, исчезать и в конце 20 века в широком публичном плане свернулась почти в ничто. Но никто из лидеров некогда влиятельной оппозиции так и не захотел заметить ни своего поражения, ни того (куда более существенного), что страна Беларусь уже совершенно живет без нас – национально ангажированных.
Без нас она сажает картофель, устраивает праздники, создает телепрограммы и внешнюю политику, без нас выбирает себе кумиров и президентов… Страна Беларусь живет без нас. Если бы не несколько политических передач на государственном радио и телевидении, которые не устают охаивать «националистов», то сегодня уже мало кто бы знал, что в Беларуси, кроме просто здешних, есть еще какие-то настоящие («искренние», «сознательные», «упорные» и т.п.) белорусы, это значит – мы.
…Мы лучше от потерь знаем, кто отделил нас от белорусского народа- Кремль, КГБ, Лукашенко, но прежде всего сам национально несознательный (сполонизированный, сколонизированный, русифицированный, засоветизированный, манкуртизированный, холопский, быдлянский, задранный и задрипанный) белорусский народ.Понятно, что с таким народом мы (как только «мы» появились в конце 80-х) не желали иметь ничего общего.
К сожалению, ни опыт поражения идеи Возрождения, ни опыт других идеологемных поражений, как и исторический опыт в общем, не прекращают напрасных надежд наших политиков на идеологемную монополизацию этого края, хотя многие из них хорошо знают, что на протяжении всей своей истории пространство Беларуси считай никогда не было моноэтническим, монорелигиозным, моносоциальным, моноязычным и т.д. Поэтому нам ничего не остается, как считать, что и в перспективе:
- Беларусь никогда не будет только белорусской, но и никогда она не будет только российской или польской ...
- Беларусь никогда не будет только православной, но и никогда она не будет только католической или протестантской ...
- Беларусь никогда не будет только прозападной, но и никогда не будет только провосточной или какой там еще ...»
(Валентин Акудович. «НАЦИОНАЛЬНАЯ ПАРАДИГМА: РАКУРС КОНЦЭПТУАЛЬНОЙ ПЕРЕМЕНЫ») (перевод на русский мой - Монро).
И вот спустя 5-7 лет после Акудовича к тем же выводам пришел и белостокский белорусский журналист
Ян Максимюк (
http://www.svaboda.org/content/transcript/24626377.html) :
«
Калі расейская мова магла быць мовай беларускай культуры ў савецкі час, у які Беларусь і беларусы, так бы мовіць, былі ўсяго аб’ектам савецкай гісторыі, дык чаму расейская мова ня можа быць мовай беларускай культуры цяпер, калі Беларусь зьяўляецца суб’ектам уласнай гісторыі? Якім чынам расейская мова пагражае беларускай культуры і беларускай незалежнасьці?»
Прочитав это, мне так и хотелось воскликнуть: «
Браво, ребята! Наконец –то вы признали в нас, русскоязычных белорусах, своих этнических родственников! Правда, вы малость припозднились, лет эдак на 15. Ну, медленно соображаете». Однако не тут-то было! В белорусском интернете развернулась нешуточная полемика. Основная масса белорусских националистов все еще не готова признать, что они все эти годы трагически ошибались, сделав из
мовы основной языковой и политический символ борьбы за свободную Беларусь. Тут и белорусского поэта
Нила Гилевича вспомнили. Оказывается, когда он при коммунистах воспевал КПСС и В. Ленина народ белорусский был то, что «надо». А исчез СССР, растворилась в тумане КПСС со своей идеей коммунизма и белорусский народ у Гилевича сразу стал не «тот»:
Ніл Гілевіч, "Таго народа".
«Таго народа ўжо няма, няма, —
Таго, што сто гадоў таму задумаў
На волю выйсці з рабскага ярма,
Пазбыцца назаўсёды здзеку-глуму.
Таго народа ўжо няма, няма:
Часціну — расстралялі ў Курапатах,
Часціну — праглынула Калыма,
Часціна — спапялёна ў родных хатах…
Таго народа ўжо няма, няма!
Той — знік. Той — годнасць меў. Дык і не выжыў.
А ёсць… А ёсць — бязмоўная гурма.
У загарадзі. Пад аховай выжлаў.
Таго народа ўжо няма… Але!
Але ён здолее паўстаць нанова,
Калі ў душы ягонай на чале
Усіх святых парываў стане МОВА».
В бой рвануло младшее поколение белорусских националистов,
Франак Вячорка. По старым отцовским следам он пошел, не понимая до конца, что папа его,
Винцук Вячорка, проиграл в белорусской политике по большому счету по тем же причинам: переоценка «мовы», национальных исторических символов в борьбе за умы белорусов:
«
Тое, што прапаноўвае Ян Максімюк у сваім блогу — прызнаць расейскую мову за частку беларускай культуры — інакш як капітуляцыяй не назавеш.
Умоўна кажучы, замест спробаў тварыць па-беларуску так, каб чыталі/глядзелі/слухалі (як Караткевіч і Быкаў, N.R.M і Ляпіс Трубецкой), нам прапаноўваюць пагадзіцца, што які-небудзь Чаргінец, Серёга і менская папса таксама належаць да нашай культуры.
Добра, што далей? Адмяніць беларускамоўнасьць як крытэр адбору на Басовішча? Перакласьці песьні Лявона Вольскага на мову «вялікага брата»? Зрабіць расейскую вэрсію сайту «Свабоды»?
…Беларуская культура расьце толькі на ўрадлівай беларускай мове. Хаця не: расьці, можа і на іншай, але квітнець — толькі на беларускай.
….Прыкладаў міжкультурных праектаў процьма. Але такая культура, на жаль, ня здольная кансалідаваць нацыю.»
http://www.svaboda.org/content/article/24628206.html18 лет консолидируют. Где результаты, господа белорусские националисты? Кого и сколько вы консолидировали на основе
мовы в борьбе с Лукашенко? Нет, долдонят опять свое:
«
Для беларусаў мова — галоўны чыньнік кансалідацыі і культурнай ідэнтыфікацыі».
…
Бальшыня беларусаў і грамадзянаў Беларусі спакойна прызнаюць беларускую мову за родную — незалежна ад сваіх моўных паводзінаў. Праблемы ў камунікацыі паміж беларуска- і расейскамоўнымі ў Беларусі НЯМА».
Но если проблем «
няма», почему тогда за 18 лет вы не только не объединили белорусов вокруг себя по признаку
мовы, но даже дважды умудрились расколоть БНФ? То есть даже между собой, белорусскоязычными, согласия достичь не можете.
У них во всем виноват Лукашенко. Или сами белорусы. А сами националисты никогда и ни в чем не виноваты.
Ф. Вячорка: «
Лукашэнка прадае мову за нафту. Расейцы ўкладаюць велізарныя грошы і намаганьні для вяртаньня расейскай мовы на постсавецкую прастору».
А белорусы получается продаются России за нефть, массово отказываются от мовы? Или все значительно сложнее?
Белорусский журналист
Виктор Мартинович:
«
Мова, як фактар камунікацыі ды захаваньня этнічнай памяці, зьнішчалася два апошнія стагодзьдзі».
http://www.svaboda.org/content/article/24632706.htmlО том, что шляхта ВКЛ в составе Речи Посполитой еще в конце 17 века отказалась от мовы и перешла на польский он ни одним словом. Блогер
Алесь Чайчиц это помнит и посему законно спрашивает:
«…
А чем с этой точки зрения польский язык хуже русского? Польский язык для Беларуси такой же родной, как и русский».
«Князья Огинские происходят от смоленских бояр и черниговских князей, Сапеги - из смоленских бояр. Тадеуш Костюшко - потомок православной шляхты. По словам историка Анатоля Грыцкевича 80% феодалов на белорусских землях были белорусского же происхождения, то есть не в последнюю очередь потомками бояр Полоцкого, Турово-Пинского и других русских княжеств. О “польских панах”, поработивших “белорусский народ” речи быть не может в любом случае.
Наша знать не была поляками - это были местные люди. Культурные различия между “белорусской” шляхтой и “белорусским” крестьянством 18-19 веков едва ли были большими, чем пропасть между российским дворянством и российским крестьянством в то же время».
«Польский язык и здешняя “крэсовая” польская культура, Огинский, Монюшко, Мицкевич, имеют точно никак не меньшее (а в некоторых случаях - и большее) право рассматриваться как проявления “белорусскости” в смысле “тутэйшести”, как и современные русскоговорящие Алексиевич, Михалок и прочие.
Более того - “нашими” являются и глава Республики Средней Литвы Люциан Желиговский, и даже маршалок Польши Юзеф Пилсудский. Они никогда не отрекались от своих литвинских корней, никогда не отрекались от своей “тутейшести”.
http://belaruspartisan.org/blogs/cajcyc/14896/В. Мартинович: «
За наш Новы час зь ягонай русыфікацыяй, за час існаваньня БССР, беларусы сталі дзьвюхмоўнай нацыяй. На расейскай мове напісаныя кнігі Сьвятланы Алексіевіч, на гэтай мове працаваў беларускі пісьменьнік, выбітны дзяяч адраджэньня, Алесь Адамовіч. Расейская мова зрабілася мовай беларускай культуры. Гэта мэдычны факт. І ня трэба камплексаваць з гэтай нагоды (незнарок Максімюк назваў свой тэкст «Сындром «малодшага брата»!). На якой мове пісаў ірляндзкі пісьменьнік Джэймс Джойс? Хіба на gaeilge? Дык чаму ад яго не адракаюцца ірляндзкія патрыёты?»
Но дальше всех пошел в своем радикализме бывший редактор «Нашей Нивы», литовский белорус
Сергей Дубавец. Он открыто назвал двуязычных белорусов…шизофрениками.
«…
Расейска-беларускі білінгвізм – падвід шызафрэніі, г. зн. раздвоенай сьвядомасьці. …Сёньняшняя білінгвістычная Беларусь – спрэс шызафрэнічная". (
http://nn.by/?c=ar&i=76473)
Оказывается в 80-х, при коммунистах, Дубавец с Вечеркой и прочими сагановичами-витушками мечтали о белорусской Беларуси. Независимость пришла, но с Лукашенко. Появились белорусские деньги, белорусский паспорт, а белорусская Беларусь не пришла. Вечерко с Дубавцом и прочими националистами к власти не пришли. Кто виноват? Ясное дело не они виноваты, а эти шизофреники-белорусы. Нашим националистам не тот народ достался. Он неправильный. И Нил Гилевич так и пишет в своем стихотворении: «
не тот народ».
С. Дубавец: «
Не клікушнічайце таксама, што ўсё прапала, што нас затапталі. Пагляньце лепш, з чым мы засталіся. Без сымболікі і безь незалежнасьці.
А засталіся мы з мовай.
Вось што такое Беларусь. Мова – апошні рубеж і тое, чаго не адбярэ ніхто. Гэта адзіны інструмэнт і адзіная зброя шырокага цывілізацыйнага руху.
Бяз мовы, бадай, і назвы ўжо гэтай не спатрэбіцца – Беларусь.
…Галоўны водападзел у грамадзтве паміж тымі, хто мае мару і хто толькі імітуе нейкі рух – па мове. Гаварыць па-беларуску ў побыце – значыць, пераадольваць цемрашальства. Гаварыць у публічнай прасторы Беларусі па-расейску – значыць, падлабуньвацца да цемрашальства». (
http://nn.by/?c=ar&i=76473)
Ну, в общем, как в сталинские годы: «
был за границей, значит враг, знаешь языки- точно шпион».
Как в хрущевские годы, помните? «
Наши люди в булочную на такси не ездють» (к/ф «Бриллиантовая рука»).
«
Сегодня он танцует джаз, а завтра Родину продаст».
А может быть у нас «
неправильные» националисты, господа белорусы?
Ну, «
не те националисты» нам достались …
С. Дубавец: «…
найважнейшы канон беларускага грамадзтва – тое, што родная мова беларусаў беларуская, – пакідае нам мару і будучыню... Калі хочаце, гэта і ёсьць самая галоўная Беларуская Мара. І мы разам рушым далей, зьяднаныя гэтым канонам, а не падзеленыя і зьнішчаныя ракавай пухлінай білінгвізму».
Ну , и «
рушьце» в свое языковое гетто, мимо влияния на белорусов, то есть мимо политики, мимо даже призрачных шансов победить.
Ну, не тупые ли они…?