Размышления о настоящей и будущей внешней политике Республики Беларусь.
Г. МонроБелорусская внешняя политика за прошедшие 20 лет прошла путь от установления дипломатических отношений с 170 государствами мира до самоизоляции и положения полувассала России. В настоящее время с ближайшими и многими дальними соседями у Беларуси сложились отношения вялотекущей «холодной войны» с перманентными дипломатическими скандалами. Если следить за речами А. Лукашенко, то получается, что в Прибалтике у нас «враги», «проамериканские ставленники», сильно зависящие от белорусского транзита. В Украине сидит «вшивое руководство» во главе с президентом В. Януковичем. В Польше «злобные империалисты», мечтающие о «
кресах всходних» вплоть до Смоленска. В России, в Кремле, сидят враги, империалисты, которые мечтают за бесценок скупить белорусские заводы и фабрики, а белорусский народ поработить и вывезти на стройки Сибири и Дальнего Востока. И одновременно там же сидят верные друзья ( когда ежегодно исправно выделяют белорусскому руководству многомиллиардные преференции в виде дешевой нефти, газа и закрывают глаза на шалости с контрабандой экспорта нефти на Запад и прочих «растворителей»).
В Европе у белорусского руководства почти кругом враги или «марионетки Запада», вступившие в ЕС. США - главный враг человечества, мечтающий разрушить «
синеокий хрустальный сосуд». В СНГ в друзьях у нас долгие годы хотят авторитарные режимы, как то: Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, ранее числился Кыргызстан, пока не сбросил со своей шеи К. Бакиева. В прочих странах наши друзья в прошлом и настоящем это: Ирак (Саддам Хусейн), Ливия (М. Каддафи), Сирия (Асад), Иран (аятоллы), Куба (последний остров коммунистической утопии), Венесуэла (авторитарист У. Чавес) и прочие сатрапы «3-го мира» калибром поменьше.
Одним словом внешняя политика нашей страны после краха СССР так и не стала национальной и белорусской политикой. Внешняя политика обслуживает интересы и запросы действующего авторитарного режима, который не является белорусским национальным, не выражает интересы белорусского народа.
Кто же определяет у нас политику в государстве? Если российское государство «приватизировано» «
питерскими», украинское государство в значительной мере «
донецкими», то белорусское государство «
могилевскими». Они хоть и вышли из белорусского народа в 1994 году в результате первых и на сегодня последних демократических президентских выборах, но с очень большой натяжкой могут называться белорусами. Потому что белорусы хоть и не говорят в большинстве на белорусском языке, но относятся к нему достаточно лояльно и не против его всестороннего возрождения, возрождения белорусской культуры. «Могилевские» же не только не говорят на белорусском языке, но и относятся к нему подчеркнуто пренебрежительно. Однако они и на русском языке толком не говорят. Во всяком случае, язык, на котором они выступают перед белорусским народом, большинство русских не назовут русским языком. Это нечто среднее между «
трасянкой», русским языком, полукриминальной лексикой, а в произношении доминирует восхитительное белорусское «
жы-шчы»: «Жыстачайшэ». «Боршч варыть».
Еще раз, это не русские и не белорусы. Это местный «
продукт неполной русификации» времен позднего СССР. Это выходцы из «вертикали власти» позднего БССР районного масштаба, из КПСС-КПБ. По своему социальному происхождению это слой не очень образованных, не очень развитых в плане общей культуры руководителей районного масштаба, но уж никак не минского и тем более не республиканского масштаба. В 70-ые годы, в Москве на низших уровнях, таких называли «
лимита». В БССР, в Минске, в 70-ые, за этой деревенщиной в поисках работы и карьеры, сбежавшей из деревни в город, наиболее пронырливые в КПСС, закрепился довольно емкий и обидный термин «
колхозники».
И вот когда рухнула империя, когда республиканская компартия пребывала в полной растерянности и искала компромисса с местными националистами типа З. Позняка, а тот, как последний идиот, носился со своей русофобией, идеей тотальной белорусизации, в этих условиях сбитый с толку, растерянный, обрусевший белорусский народ и избрал себе ментально близкого человека президентом. А тот привел за собой на все этажи руководства государством «
могилевских колхозников». И вот все 18 лет они и определяют нашу внутреннюю и внешнюю политику. И результат, что во внутренней политике, что во внешней политике, примерно одинаковый: «
кругом ураги».
Прагматизм, которым гордится нынешняя белорусская внешняя политика, на поверку «голый». Потому что он не покоится на общественных, национальных и мировых общепризнанных ценностях: «
дружить с соседями, и особенно с соседом соседа». В результате вместо национальной внешней политики Беларуси мы имеем местечковую политику «региональной бюрократической группировки», захватившей и незаконно удерживающей власть, не национальной по воспитанию и мировоззрению. У власти они держатся лишь благодаря штыкам и финансам из России, панически боятся реформ и готовы скорее уморить голодом свой собственный народ, чем позволить провести честные выборы и пережить свой добровольный уход от власти. Отсюда два последствия:
1. Народ начинает массово ненавидеть Россию за поддержку режима в Беларуси, растет русофобия;
2. Отсутствие легальных механизмов смены (обновления) власти в центре и на местах в Беларуси посредством прозрачных демократических выборов толкает народ к революции. К кровавой революции, судя по местным условиям.
Национальный интерес во внешней политике у нас подменяется личными интересами А. Лукашенко. Процесс принятия решений исключительно кулуарный, непубличный. Дистанция отношений Республики Беларусь даже с Россией, которая официально именуется «стратегическим союзником», кратчайшая и непредсказуемая, вплоть до хамства: от «искреннего друга» до «вшивых союзников».
Стратегия новой белорусской внешней политикиПодлинно национальный белорусский интерес во внешней политике заключается в установлении не на словах, а на деле стабильных, партнерских отношений Беларуси с государствами, где сосредоточены основные внешние ресурсы, технологии, передовой опыт, которые могут быть задействованы в интересах белорусской буржуазной модернизации. В этом смысле мы заинтересованы в прочных, деловых, дружеских отношениях с Россией (там находится сырье, которое мы покупаем, и львиная доля рынка сбыта нашей продукции), страны Восточной Европы (транзит и рынок сбыта), страны Западной Европы, США (страны, обладающие передовыми технологиями, наукой и мировым опытом).
Таким образом, для нашего устойчивого развития, реформирования и модернизации экономики и общества мы нуждаемся в поиске баланса между своими экономическими интересами, политическими интересами, потребностями в национальной безопасности. В этом смысле интеграция с Россией и странами СНГ в рамках ЕАС возможна лишь в той степени, в которой она отвечает нашим долгосрочным интересам, главный из которых «
развитие через модернизацию». Пока же мы подозреваем, что интерес Путина, Лукашенко, Назарбаева в ЕАС в другом: «
консервация режимов через сближение, сотрудничество авторитарных режимов и их лидеров». Совершенно очевидно, что в таком случае такая «интеграция» не отвечает интересам белорусского, русского, казахского народов. Совершенно очевидно, что в таком случае такая «интеграция» рано или поздно обречена на неуспех, свертывание после свержения любого из этих режимов.
Белорусскому народу после смены режима потребуется выйти из самоизоляции, восстановить добрососедские отношения с Прибалтикой, Украиной, Польшей, странами ЕС, США, Канадой, Японией, другими демократическими странами, восстановить свой национальный государственный суверенитет. Ныне мы обладаем им не в полной мере. Интерес к Западу у нас простой: нам потребуются их знания, опыт, кредиты, технологии для модернизации нашей экономики и нашего внутреннего политического устройства, чтобы вписаться в европейский и общемировой контекст. Если Россия не будет препятствовать нам в этом, тогда у нас нет никаких оснований сокращать наше сотрудничество с Россией и русским народом в самых широких областях, включая военно-промышленный комплекс и прочие сферы. Если же российское руководство будет препятствовать нашим усилиям по пути белорусской модернизации, то тогда нам придется выбирать: или сотрудничество с Россией в обмен на ее рынок и относительно дешевые энергоносители, в обмен на отсталость и застой, или наш быстрый «уход на Запад», очень болезненные шоковые экономические реформы и длительная полоса отчуждения с Россией, вплоть до границы с визами, выход из СНГ, ЕАС, ОДКБ, вступления в НАТО и т.д.
Наша главная стратегическая цель после смены режима в Беларуси - преодоление отсталости Беларуси от Европы, других высокоразвитых стран мира. Этим целям и должна соответствовать внешняя политика страны.
Об интеграции с Россией, СНГКак верно отмечает ряд авторов в России, интеграция с Россией, СНГ не являются самоцелью, не являются средством преодоления отсталости стран, вышедших из «шинели СССР». Трудно себе представить, чтобы сотрудничество Беларуси в рамках СНГ с Кыргызстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Арменией, Украиной сильно помогло нам преодолеть нашу экономическую, социально-политическую отсталость от передовых стран мира. Потому что мы имеем дело в СНГ примерно с такими же отсталыми странами, включая Россию. Если это сотрудничество поможет нам сформировать большой рынок товаров, капитала, услуг, рабочей силы и не будет препятствовать нашему экономическому развитию, нашим отношениям с передовыми странами Европы, США, Турцией, Японией, Китаем, то тогда все
окей. А если будет? Тогда извините. Тогда нам придется выбирать свой путь.
России, чтобы стать локомотивом интеграции на пространстве СНГ, следует стать демократической страной. Показать пример собственной модернизации для себя и для нас. Пока же мы видим в России авторитарный режим, разительно напоминающий нам белорусский авторитарный режим при ближайшем приближении. Но если белорусы стремятся избавиться от своего авторитарного режима, то зачем нам тогда интеграция с авторитарной Россией? Авторитарные режимы между собой в принципе не могут интегрироваться. Но и демократический режим с авторитарным режимом интегрироваться не могут. Поэтому выбор такой: или мы меняемся в сторону демократии, включая и Россию, и идем к интеграции, или белорусам придется сказать русской авторитарной элите: «Прощайте». При этом русские и белорусские демократы просто обязаны интегрироваться, помогать друг другу в своей борьбе. Потому что это в их общих интересах.
Скорее всего, актуальной повестка дня об интеграции с Беларусью, Казахстаном, другими странами СНГ, включая Украину, станет лишь тогда, когда нынешний путинский авторитарный режим в России уйдет, а на смену ему к власти в стране придет не имперская элита России. Произойдет ли это, возможно ли это ? Это зависит от развития процессов в самой России. От их скорости. Мы же должны открыто предупредить русских: если мы сметем свой белорусский авторитарный режим, а вы надолго застрянете в своем авторитаризме, то тогда мы не сможем вас бесконечно долго ждать по части интеграции, нам придется защищаться от вашей имперской элиты в Кремле, уходить под «зонтик Запада» в Европе. Поэтому в интересах русских первыми отправить свой авторитарный режим в отставку и протянуть нам руку помощи по части ликвидации белорусского авторитарного режима и прочих авторитарных режимов СНГ. В противном случае идея интеграции постсоветского пространства во главе с Россией растает как утренний туман, обернется очередным «
строительством коммунизма».
Успешное экономическое взаимодействие по линии ТС/ЕЭП/ЕАС- ЕС возможно лишь в том случае, если у власти в странах-членах ТС/ЕЭП/ЕАС будут демократические режимы. России, чтобы стать лидером экономической интеграции стран СНГ, следует «включить» «мягкую силу», стать привлекательным, цивилизованным центром, центром притяжения капитала, услуг, трудовой силы СНГ. В настоящее время в России трудятся на нелегальном положении несколько миллионов
гастарбайтеров из Азии и Закавказья. Они находятся в России на «птичьих правах», им платят невысокую зарплату, дискриминируют по этническим и прочим признакам. Это называется «имперская эксплуатация». Это не имеет ничего общего с равными правами и интеграцией. Русским придется выбирать: или имперская эксплуатация этих отсталых стран СНГ в своих интересах, или создание цивилизованных экономических, политических, социо-культурных отношений с этими странами и привлечение на равных со своими гражданами России этих трудовых сил. И снова получается: чтобы России стать лидером, стать привлекательным центром, России следует сменить свой политический режим, стать демократической страной. Только в этом случае интеграция может состояться, а вокруг России будет «пояс безопасности» из дружественных России стран.
Запад и БеларусьЗападная Европа и США являются для Беларуси естественным и самым главным внешним ресурсом для преодоления собственной отсталости. Большинство из этих стран члены НАТО. А Беларусь является членом военно-политического блока ОДКБ с 31 декабря 1993 года во главе с Россией, хотя в
Декларации о государственном суверенитете, принятом еще Верховным Советом РБ от 27 июля 1990 г., ст. 10 прямо записано:
«
Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а республику - нейтральным государством». (
http://www.pravoby.net/laws/text_138)
Таким образом, налицо государственное преступление, совершенное еще премьером В. Кебичем и председателем ВС РБ С. Шушкевичем. Они не имели права подписывать договор о вступлении Беларуси в ОДКБ в нарушение
Декларации о государственном суверенитете, принятом парламентом, высшим законодательным органом власти страны. Это же положение о нейтральном статусе Беларуси вошло и в Конституцию РБ (принятую в марте 1994г.). В ст. 18 Конституции РБ записано:
«
Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». (
http://www.pravo.by/main.aspx?guid=2101)
Таким образом,
нахождение Беларуси в организации ОДКБ во главе с Россией, начиная с 31 декабря 1993 года и по сей день незаконно ! Потому что оно противоречит Декларации о государственном суверенитете 1990-го года, Конституции РБ 1994 года, Конституции 1994г. с дополнениями и изменениями.
Это преступление ! Ответственность за него несут С. Шушкевич, В. Кебич, А. Лукашенко, все члены Конституционного Суда РБ, все депутаты парламентов, начиная с 1993 года и по сей день. После смены режима в Беларуси все эти лица с полным юридическим основанием могут быть привлечены к уголовной ответственности за антиконституционное преступление. За 19 лет через парламент прошли несколько тысяч человек, с десяток членов Конституционного Суда РБ. То есть наберется несколько тысяч человек. В соответствии с Конституцией РБ (Основной закон) они все клятвопреступники, их следует судить, потому что им следовало или менять законным способом положение о нейтральном статусе Республики в Конституции Республики Беларусь или не вступать в блок ОДКБ. Они не сделали ни то, ни другое, то есть они совершили преступление.
Далее еще интереснее. Решение о присоединении к Таможенному Союзу и ЕЭП, ЕАС принимал нелегитимный президент А. Лукашенко, а решение его вотировал нелегитимный парламент- «палатка». После смены политического режима в Республике Беларусь тотчас встанет вопрос о нелегитимности прежней президентской, парламентской власти в Беларуси на протяжении всех этих лет, о легитимности новой власти. Если новая власть найдет в себе силы с самого начала строить государство на основе Права и законности, а это вполне возможно и правильно, то все эти тысячи назначенных депутатов должны быть репрессированы по закону, за конкретные совершенные государственные преступления.
Незаконный характер пребывания Республики Беларусь в военно-политической организации ОДКБ, незаконный характер нахождения Беларуси в интеграционном союзе – ТС/ЕАС сразу поставит перед новой белоруской властью вопрос об отношении с Западом, Россией, ОДКБ, ТС/ЕАС и так далее. И вопрос будет стоять так:
или восстановление попранной законности в государстве, или дальнейшее соучастие в преступлениях. Новая власть сможет все начать с «чистого листа», но последствия за это будут радикальными и касаться они будут сразу наших взаимоотношений с Россией и наших отношений со странами Запада. Либо мы открываем новую серию отношений с Россией: «поцелуи- дешевая нефть- ОДКБ- Евразийский союз», либо сразу придется договариваться с Западом (США) о выделении срочной материальной и прочей помощи Беларуси и аннулировать все прежние незаконные договоры прежней нелегитимной белорусской власти во главе с А. Лукашенко. Кстати, не исключено, что в таком случае российское авторитарное руководство будет вынуждено решать трудную проблему: стоит ли России сразу вмешаться во внутренние дела Беларуси вооруженным путем и каковы будут возможные санкции Запада против России в таком случае. Об этом следует подумать заранее всем тем, кто придет на смену нынешнему белорусскому режиму.
Главный вопрос, который беспокоит белорусов сегодня и который будет очень сильно беспокоить завтра при любом исходе нынешнего авторитарного режима - это вопрос безопасности страны и невмешательства соседей во внутренние белорусские дела. Рискнет ли путинская Россия спасать режим А. Лукашенко вооруженным вмешательством. Рискнет ли Запад вмешаться во внутренние белорусские дела в случае, если режим начнет прибегать к массовым репрессиям против белорусского народа во имя сохранения себя у власти. Пока по умолчанию наблюдается сохранение статус-кво. Запад по умолчанию признает Беларусь сферой интересов России. Россия пока решает свои интересы в Беларуси руками А. Лукашенко и своим русским рублем. Но что случится, если баланс интересов изменится? Что случится, если белорусский народ решит подняться за свою свободу и независимость, в условиях, когда путинский авторитарный режим в России ослабеет и будет занят внутренними революционными процессами в самой России? Может ли Беларусь А. Лукашенко превратиться в европейскую Сирию Ассада и допустит ли это у себя под боком Запад? Вопросы крайне непростые. Но думать о них надо, потому что и режим в Беларуси, и режим в России уже вступили, на наш взгляд, в полосу своего разложения и медленного распада.