Никак. Ну никак не может империя жить без сателлитов - хоть тресни. Мрет, бедняжка. Вот и господин Навальный "удачно" продемонстрировал, что матрица не может породить антиматрицу, совершенно чистосердечно заявив, что "русские, украинцы и белорусы - это фактически один народ", в котором русские слегка альфа-самец (остальные, надо полагать - "омега"). Как хорошо заметили наши южные соседи - российский демократ заканчивается там, где начинается Украина (
Росоппозиционер Навальный оказался обычным имперским шовинистом). Касно-коричневый фланг, естественно, как может старается не отставать на имперских галерах. Два последних "антиоранжевых" кургинянских митинга в
Перми и
Екатиренбурге, хоть и были лилипутскими по численности, но вполне красочно рвали глотку за СССР 2.0, как божественную шамбалу / наступление коммунизма / свершение мечт и раздачу слонов (нужное подчеркнуть). Оказывается, мы им так там всем нужны, что просто зубы сводит. Без нас жить не могут и в рай не пускают. (Надо обязательно передать Александру Григорьевичу, чтобы знал какую цену набивать за очередную национальную проституцию).
Конечно, главная причина, по которой нас тянут в это высыхающее болото под названием "Российская Империя", кроется не в наших врожденных прелестях, а в желании Москвы удержать под контролем самих русских. Наша судьба является лишь побочной жертвой их внутренней политики "кнута и большого кнута". Однако, это вовсе не означает, что у нас нет выбора. Сегодня мы ведем себя как жертва в руках вампира не имеющая шансов на спасение. Но стоит помнить, что потеряв последние жизненные соки, жертва в итоге сама становится вампиром. Вполне может статься, что порождаемый оборотень в шкуре а-ля-белярюсь может сам ненароком наступить пяткой на кощеево яйцо с иглой (или без иглы, но тоже больно).
Что больше всего убивает в российских демократах, так это их пренебрежение к "спасаемому" русскому народу. Вон демократ-динозавр Немцов
напрочь отмел идею парламентской республики для России, как противоречщую их ментальности (при этом, при упоминании Новгорода и Пскова в ответ идет железобетонное "ну вот только не надо..."). То есть обсуждения не будет и все тут! Для империи русские - рабы, строительный мусор, пушечное мясо. Для российских демократов русские просто тупые (еще не ясно, что обиднее). Оружие им давать нельзя - застрелятся. Смирительную рубашку снимать нельзя - запутаются. Свет не включать - разбегутся.
Матрица плодит матрицу, и русские без конца стучатся лбом о ее стеклянные стены, не понимая почему выход не работает. А его там нет! В рамках России нет выхода из империи. Для сохранения целостности самоценной конструкции надо продолжать задабривать "нерусские" колонии и зажимать мозг газо-нефтеносным регионам. А то ведь вопросы начнут задавать, вплодь до самоопределения... А ответить, кроме как кулаком, нечем. Нанотехнологии и греческие амфоры простых людей уже никак не втыкают - дикари-с!
"Почему надо жить в России?" - задает риторический вопрос первоклашка. "Потому что без России жизни нет!" - учит умная учительница. "А вон другие страны живут" - не унимается сорванец. "Это потому, что они не русские. У этих народов свои страны, а у нас своя" - дает логический и справедливый ответ учительница.
И в этот самый момент колесница познания на всем ходу врезается в торчащий из земли имперский булыжник:
- А папа сказал, что я не русский, - говорит соседский мальчик с татарскими скулами.
- Это потому, что ты россиянин. Да и вообще, куда ты денешься из центра класса! Считай, что тебе повезло и помалкивай.
- А дядя Навальный сказал, что белорусы и украинцы тоже русские, почему тогда они не россияне, если уж татарину можно? - вступает в разговор очкарик.
- Это потому, что их НАТО оккупировало после Ледового Побоища и заставило забыть, что они русские.
- Так они русские со своим нерусским государством?
- Эээээ... System Error... Reloading.... Ну какое там государство? Сча нефть обрубим и сами прибегут.
- А если не прибегут?
- Сгноим нафик, потому что на том стоит и стоять будет русская земля!
Так уж вышло, что своим "русским" статусом в глазах россиян Беларусь и Украина кидают вызов России самим фактом своего существования. И чем больше в них "русского", тем ужаснее этот эффект. Беларусь в этом имиджевом вопросе, конечно, на самой передовой - Украину еще хоть как-то можно списать на происки "западенцев". Парадокс ситуации в том, что чем больше старается Россия "обрусить" западных соседей, тем сильнее по ней изнутри бьет их независимость (на сколько бы она формальной не была). Независимость Латвии или Армении - не велика беда. Но вот независимость "русского" государства, да еще эдакого - без корней и языка (как преподносят россиянам) - это страшный прецедент для люборо российского региона: от Сибири до Питера. Да что греха таить - даже для Балашихи. Если "западным русским" можно, то почему "северным", "южным", "восточным" нельзя? Руссификаторская матрица начинает работать против себя самой, способствуя распаду, а не расширению.
Помесь хорька со штопором или эволюция? Две идеологические стихии схлестнулись на тутейших просторах. Одна - насаждаемая соседской империей и пост-советским бабушкинским вуду "русскость". И можно было бы с ней бороться, если бы не была эта "русскость" уже вплетена в само название, язык и заметную часть истории местного люда.
Другая - "литвинство", часто прячущееся за маской "беларускости" (обязательно через "а" и с одним "с"), но все более стесняемое ею и даже входящее с ней в прямое противоречие. И хотелось бы объявить крестовый поход за спасение чистоты белого пушистого литвинства и его полную победу, если бы в самом литвинстве не был спрятан внутренний душок противоречия. Можно сколько угодно винить империю в бедах древних литвинов, но куда деться от того факта, что историческое противостояние литвинства с русскостью уже однажды развалило наше государство, критически ослабив его перед внешней угрозой?
Есть еще третий вопрос, которым предпочитают не задаваться строители национального государства - а куда именно нас ведет "анти-русское литвинство", или "анти-русская беларускость"? В формат лилипутского восточноевропейского государства? Нет, я не против быть маленькими и независимыми. Но остальным восточноевропейским странам пока еще только предстоит доказать превосходство данной жизненной формы. Да, можно кивать на Словакию или Эстонию в Европе. А что делать, если придется отстаивать свои интересы вопреки ЕС, как Греции или Венгрии? Где взять козырь? Опыт той же Словакии говорит о том, что в итоге приходится соглашаться с тем, что прикажут.
При всем уродстве Российской Империи нельзя сказать, что русскоязычная цивилизация не имеет потенциала по сравнению с другими европейскими народами. 150 миллионов русских людей - это не малый интеллектуальный ресурс. К сожалению, самоизоляция этого ресурса и отсутствие внутренней конкуренции привели к его вырождению, как кровосмешение внутри августейших семей или религиозных сект (кому что ближе). Возможно, вернув в него элемент конкуренции и заставив его выбраться из своей картонной имперской коробочки появится шанс направить русскую цивилизацию на новый виток эволюции. Империя не собирается этого делать. Но это может сделать Литвинорусь.
Литвинорусь - это мутант, это оборотень из мира фэнтэзи. Возможно, он никогда не появится на свет. Возможно, он нежизнеспособен. Но как теоретическая конструкция, как "идеальный газ" может использоваться для целей исследования. Литвинорусь - это попытка совместить реальное (а не кастрированное) прошлое Беларуси с амуницией, расчитанной на ее будущее. В Войне Миров Герберта Уэллса армаду могучих инопланетян побеждает маленький вирус. Литвинорусь - это вирус, который побеждает империю изнутри: клетка за клеткой, файл за файлом, регион за регионом.
Это штамп, прообраз для всех регионов империи, которые через комбинацию конкуренции и партнерства развивают свою региональную цивилизацию - каждый со своим оттенком, привкусом и местными переплетениями с другими цивилизациями. Литвинорусь - это не антагонизм, а сплав литвинства и русскости как образов национальной самодостаточности и цивилизационной готовности. Литвинорусь - это открытый вызов империи в борьбе за пост-имперского человека. Литвинорусь - это сигнал всем остальным жителям империи, что их "русскость", какой бы степени она не была, не является ярмом, обрекающим их на кремлевскую кабалу, а наоборот - является зарядом для индивидуального старта.
Литвинорусь - это не "западные", не "белые", и не "со знаком качества" русские. Это литвины, говорящие по-русски и белоруски. Точно так же как сибиряки не являются "восточными русскими", а татары не являются "центральными российскими". Возможность говорить на русском языке это ресурс, а не расписка в рабской покорности. Австралия может говорить на английском, Швейцария на немецком, а Сингапур на китайском. И в каждом случае язык есть ресурс. Глупо бороться с ресурсом (как это привыкли делать в Восточной Европе), а не использовать его как ступеньку вверх.
Возможно, наша ранняя белорусская стагнация - это шанс остановиться и задуматься, а туда ли рванул наш национализм в начале 90-х? Возможно, наша судьба не бежать с поля боя, как это сделали остальные, а наоборот - развернуться и встретить империю забралом к забралу. На те имперские ценности, которые предлагает Кремль и его выкормыши, выдвинуть свои анти-имперские ценности, которые смогут аппелировать ко всем остальным подчиненным империи. Вы хотите от нас русскости? Их есть у нас! Сейчас подойдем поближе...
Все это пока лишь вопросы без ответов. Но есть вероятность, что их пришло время задать. Возможно, углубившись в концепцию Литвиноруси нам сможет показаться, что мутантом является вовсе не она, а ныняшняя полумерная, "недоделанная" Беларусь. Ведь полумеры и компромис - это две совершенно разные, зачастую противоположные по своему эффекту вещи в эволюции.