Проект "империя". Часть 4. Запад против империи. Продолжение.
Г. МонроДолгосрочная стратегия Запада в отношении России и на постсоветском пространстве.
Европейский СоюзУ ЕС нет единой внешней политики в отношении России и постсоветских республик. Каждое европейское государство строит свою внешнюю политику самостоятельно, либо в соответствиями с рекомендациями различных европейских органов. Между тем в подходах ЕС и США имеется много общего. В основании ЕС заложены т.н. европейские ценности. Европейские ценности Европы покоятся на либерализме и демократии. В этом смысле ЕС – это «демократическая империя» с сильным привкусом социализма. США в той же степени можно называть либеральной империей. Это в чем-то очень близкие, но по своим истокам две разные империи западного мира. В 20-м веке они, безусловно, одержали победу над империей СССР, которая не была ни либеральной, ни демократической. Посему и загнулась, не выдержала экономической конкуренции, гонки вооружений с Западом. После краха Советского Союза западный мир вместе с прозападными элитами в России стал проводить в жизнь свои долгосрочные цели в России и на постсоветском пространстве. Довольно быстро выяснилась основная стратегическая цель США и ЕС на постсоветском пространстве:
- помогать во всех странах приходу к власти западноориентированных продемократических элит;
- привязывать эти страны политическими, экономическими, социально-культурными средствами к западному миру;
- помогать в реформировании постсоветских экономик, помогать проникновению западного капитала, лоббировать
экономические и политические интересы Запада;
- предлагать различные проекты политического, экономического, культурного сотрудничества, облегчающие странам
экс-СССР интеграцию с западными странами;
- противодействовать экономической интеграции и политическому объединению постсоветских республик вокруг России;
- в борьбе за симпатии властных элит и населения использовать «smart power», «привлекательную силу» Запада;
- отдельное направление в работе с молодежью, интеллигенцией, научной и творческой интеллигенцией, с будущими
прозападными элитами;
- финансирование проектов и сотрудничества через различные западные демократические институты,
исследовательские центры, фонды поддержки демократии и т.д.
Долгосрочные стратегические цели Запада на постсоветском пространстве довольно быстро вошли в противоречие с долгосрочными интересами России. После того как России отказали в интеграции в западный мир на правах равного партнера (1991- 2004) русские пересмотрели свои внешнеполитические концепции. Со второй половины 2000-х Россия позиционирует себя в мире как Великая Держава, наследница 2-х империй, СССР и Российской империи, в русле политической концепции 19 века –
realpolitik, «дипломатия канонерок». (1) Конкретно это означает:
1. Россия- центр постсоветского пространства. Это пространство – сфера привилегированных интересов России. Новая Восточная Европа (Украина, Молдова, Беларусь) – это временный политический буфер между Россией и Европой. По мере усиления России этот буфер будет сокращаться в пользу России через экономическую, политическую «интеграцию» этих стран. Первая страна из буфера на «интеграцию» - Беларусь. Основные оппоненты России в регионе: Польша, Прибалтика, Швеция. Ключевая страна «буфера» - Украина.
2.Россия - европейская держава. Сфера интересов России распространяется на всю Европу. Россия имеет право голоса во всех основных политических, военно-политических вопросах ЕС. Основные оппоненты России в Европе: США, Великобритания, Польша.
Главные «русофобы»: Польша, Литва.
Главные «русофилы»: Греция, Кипр.
«Стратегические партнёры»: Германия, Франция, Италия, Испания.
«Дружественные прагматики» (ставящие экономическую выгоду выше политических интересов): Австрия, Бельгия, Болгария, Финляндия, Венгрия, Люксембург, Мальта, Словакия, Словения и Португалия.
«Холодные прагматики» (поддерживающие экономические связи с РФ, но не забывающие и о критике): Великобритания, Чехия, Дания, Ирландия, Нидерланды, Швеция, Румыния.
3.Россия – великая азиатская держава. Сфера интересов в среднеазиатских постсоветских республиках, в отношениях с другими странами Азии. Основные оппоненты: Китай, Япония, Пакистан.
4. Глобальные интересы России в мире как члена «восьмерки», «мировое политбюро». При этом Россия не рассматривается Западом как член привилегированного западного клуба. Основные оппоненты России: США, Великобритания.
С 1994 по 2007гг. отношения между ЕС и Россией строились на основе «Соглашения о партнерстве и сотрудничестве». Договор подразумевал сотрудничество в четырех сферах: 1) экономика, 2) свобода, внутренняя безопасность и правосудие, 3) внешняя безопасность, 4) научные исследования, образование, культура. Однако результаты сотрудничества скромные. В ЕС выдвигалась идея о создании зоны свободной торговли с безвизовым режимом для России. Однако она не нашла поддержки среди европейских государств. После 18 лет переговоров Россия все еще не член ВТО. В экономическом отношении Россия занимает важное место в европейской торговле как поставщик энергоносителей в ЕС. Как и 300 лет назад в торговле с Европой Россия является поставщиком сырья на Запад. Обратно она закупает промышленные европейские товары, предметы потребления, роскоши. Россия в мизерном количестве экспортирует на Запад свои промышленные товары. В торговле с Европой она опустилась фактически на уровень сырьевого придатка, сравнимый с Россией сер.19 века.
В экономической сфере интересы ЕС и России сталкиваются в сфере энергетики, по отдельным товарным позициям. В политической: борьба за влияние на всем постсоветском пространстве, права человека в России, европейская система ПРО. За 20 лет Россия утратила политическое влияние на своих бывших социалистических сателлитов в Европе. Даже наиболее близкая к России Болгария вошла в ЕС и НАТО. Польша стала едва ли не главным оппонентом России в Европе. Можно констатировать, что военно-политические достижения СССР после второй мировой войны в Европе практически полностью утрачены.
Отношения в сфере европейской и международной безопасности строятся на базе «Основополагающего акта о взаимоотношениях, сотрудничестве и безопасности» (1997). С 2002 года в рамках Совета Россия – НАТО. Политический кризис вокруг проблемы Косово, грузино-российский военный конфликт (2008) продемонстрировали, что механизмы консультаций, предотвращения конфликтов в Европе в сфере безопасности на основе заключенных договоров не работают. Отношения между Европой и Россией после 20 лет исчезновения СССР напоминают «холодный мир».
Европейский Союз в целом не заинтересован в значительном территориальном укрупнении, усилении России на европейском направлении за счет постсоветских государств. Промежуточные страны между ЕС и Россией (Польша, Украина, Беларусь, Прибалтика) интересны Европе как самостоятельные, суверенные промежуточные страны, отделяющие Россию от непосредственно Европы. Запад заинтересован в том, чтобы эти страны успешно реформировали свои экономики и приблизили свои политические институты (в первую очередь Украина, Беларусь) к европейским политическим институтам. В этом смысл «Восточного партнерства». Вопрос об их интеграции в ЕС не решен. На данном этапе для Брюсселя важна стабильность, предсказуемость этих стран как транзитных стран, через которые проходят наземные, воздушные транспортные, энергетические потоки.
В целом Европа Россию к себе пока не приняла. Слишком свежо в памяти почти 50-тилетнее прежнее доминирование СССР. Никто не жаждет видеть Россию в Европе вновь в роли прежней сверхдержавы. Со своими размерами, особыми интересами и претензиями на доминирование, с недемократическим, авторитарным политическим режимом Россия не вписывается в политическую архитектуру современной объединенной и демократической Европы. На словах Россия устами В. Путина ратует за равноправное стратегическое партнерство с ЕС на основе «общих устремлений и ценностей». На деле Россия как никогда далека от Европы как по структуре, условиям функционирования своей экономики, так и по своей внутренней и внешней политике. Сотрудничество между демократической Европой и авторитарной Россией пока не получается. Российские политэлиты это в принципе понимают. Вот почему вопрос о будущем членстве России в ЕС фактически закрыт, хотя еще 5-7 лет тому назад в России это считали возможным и желательным. Россия хочет вступить в ВТО. Россия хочет для себя в Европе особого статуса, привилегированного партнерства в качестве особого ассоциированного членства по типу Швейцарии или Норвегии. (2) Россия хочет влиять на европейские политические процессы, выигрывать для себя в политических, экономических отношениях и при этом не идти на сближение своего национального права с европейским законодательством.
Иными словами, Россия желает оставаться авторитарной и полузамкнутой для проникновения западного капитала в особо чувствительные для себя секторы экономики, но чтобы Европа полностью открыла себя для России. В ноябре 2010г. В. Путин предложил Европе экономическое сообщество «от Лиссабона до Владивостока» со свободным передвижением товаров, услуг, людей. По слухам, услышав предложения В. Путина о возможном безвизовом режиме с Европой, возбудилось все постсоветское пространство от Бреста до Владивостока, (особенно в Средней Азии) и в тихий ужас пришли европейцы от Мадрида до Варшавы включительно при одной только мысли увидеть у себя дома в Европе миллионы восточных
гастарбайтеров.
В сфере общеевропейской безопасности рассматривается концепция создания пояса безопасности «от Ванкувера до Владивостока». Рассматриваются 3 варианта будущего Договора по безопасности:
1.Стратегическое партнерство ЕС и России, но без критики Европой авторитарного режима в России, СНГ. Европа не
должна подымать вопросы о развитии демократии в России и на постсоветском пространстве, где у России свои особые
геополитические интересы.
2.Поэтапное сближение России и НАТО через Совет «Россия – НАТО» с последующим присоединением России к НАТО.
(А. Меркель, Р. Сикорский)
3.Договор о создании Союза Европы (страны ЕС, Россия, Турция и Украина). Россия предлагает этот вариант.
Отношения ЕС с Россией следует рассматривать также в русле политики отдельных стран Европы по противодействию планам России в отношении стран, лежащих между Россией и ЕС. Большое место в этом принадлежит Польше. После краха СССР и вступлением Польши в ЕС эта страна позиционирует себя в ЕС как главный эксперт по России. Польскую политическую элиту можно понять. Ей отнюдь не улыбается будущая перспектива иметь своим соседом на восточных границах не суверенные государства Украина, Беларусь, а вновь Россию. Поэтому отношения с Россией и независимость восточных соседей Польши от России занимают очень большое место во внешней и даже внутренней политики Польши.
Основу восточной политики Польши составляет «доктрина Гедройца-Мерошевского», выработанная польскими эмигрантскими кругами в Париже в 60-70-х гг. 20-го в. Ее суть:
- Главная цель Польши на Востоке – независимость региона. После краха СССР Польша вынуждена будет отказаться от
претензий на территорию ВКЛ и признать ее суверенитет (Украина, Литва и Беларусь – это «естественные партнеры», а
не вассалы Польши);
–если Польша поддержит независимость этих государств, повод для геополитического конфликта с Россией исчезнет
сам собою, так что этот внешнеполитический шаг для Польши – первое условие хороших российско-польских
отношений в будущем;
– это принесет пользу и самой России.
Вместе с тем доктрина подразумевает, что Польша должна не только поддерживать новые независимые государства (Украина, Литва, Беларусь), но и обеспечить свое влияние в этом регионе. Независимость региона от России рассматривается как главное условие независимости Польши. Польша рассматривает этот регион как часть своего важного исторического наследства Речи Посполитой. В свою очередь Россия считает этот регион своей сферой интересов и рассматривает украинцев и белорусов как часть русского народа с глубокой древности до наших дней. Борьба России и Польши за доминирование в Украине, Беларуси в наши дни является, по сути, продолжением польско-русской многовековой борьбы за политическое доминирование в этой части Европы. Обе стороны упрекают друг друга в империализме. Обе стороны предлагают Украине и Беларуси экономическую интеграцию и свои политические, культурные, духовные ценности. При этом Польша представляет в этом регионе Европу и объективно тянет Украину, Беларусь в состав объединенной демократической Европы. Россия представляет скорее Азию, (3) а не Европу и объективно тянет Украину, Беларусь в свою неевропейскую цивилизацию, где византийское наследие (православие) тесно переплетено с азиатским наследием и многовековым бюрократическим деспотизмом («человек ничто, государство все»). По С. Хантингтону в Украине, Беларуси
западная цивилизация сталкивается с
православной цивилизацией. Это столкновение носит характер борьбы за политическое, экономическое, культурное влияние. Эта борьба носит объективный характер, она не может прекратиться. Белорусы, украинцы несут в себе ментальные, культурные черты как «европейские», так и «азиатские», потому что в разные периоды своей истории они были частью то восточной части западной цивилизации, то западной частью восточной. Своеобразие этой политической борьбы за влияние в начале 21-го века состоит в том, что и
западная цивилизация (Европа, ЕС, США) и
восточная цивилизация (Россия) переживают глубокий кризис и находятся, скорее всего, в нисходящей траектории своего существования. Обе цивилизации стоят перед вызовом, за которым медленная смерть, в случае если они на него не ответят.
Важное значение для достижения стратегических целей ЕС на постсоветском пространстве придается программе «Восточное партнерство» (2008). На первом саммите в Праге (2009) были декларированы следующие основополагающие цели:
- политическое и экономическое сближение 6-ти приглашенных стран (Азербайджан, Армения, Грузия, Беларусь,
Украина, Молдова) с европейским союзом. Поддержка политических и социально-экономических реформ в странах-
партнерах;
- вовлечение их национальных экономик в единый европейский рынок с созданием общего европейского рынка «6-ти».
Повышение уровня стран-партнеров в политическом, социальном, экономическом развитии до уровня ЕС;
- присоединение к общей энергетической сети ЕС;
- присоединение к единой системе коллективной безопасности ЕС;
- уменьшение стоимости виз, постепенная отмена виз с Европой.
В отношении Украины ЕС задекларировал:
1. Упрощение визового режима и постепенное движение к его либерализации.
2. Соглашение о зоне свободной торговли.
3. Адаптация украинского законодательства к европейскому.
4. Региональное сотрудничество.
5. Создание интегрированной системы управления границами.
6. Сотрудничество в сфере энергетической безопасности. (4)
В целом Европа, как континент, по-прежнему расколота. ЕС не готов включить нынешнюю Россию в свои ряды, но готов постепенно приближать к себе политически, экономически, социально Азербайджан, Армению, Грузию, Беларусь, Украину, Молдову. Россию никто демонстративно не исключает, но и не принимает. Россия в свою очередь своей внешней и внутренней политикой тоже демонстрирует, что не готова стать правовой державой , демократическим государством, сближаться на основе либеральных ценностей с Европой. Таким образом, налицо раскол европейского континента по экономике, по политическим режимам, по ментальным ценностям. Поэтому В. Путин и инициировал на днях в противовес либеральной империи ЕС Евроазиатский экономический союз авторитарных стран (Россия, Беларусь, Казахстан) с надеждой вновь постепенно собрать под своим крылом постсоветские республики с образованием нового политико-экономического центра силы в Восточной Европе. Получится ли из этого что-нибудь путное, пока никто не знает. Но совершенно очевидно, что на наших глазах идут два процесса интеграции на постсоветском пространстве: проевропейская и прорусская. В проевропейском процессе принимают участие Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан. В прорусском Беларусь и Казахстан. К ним в будущем могут примкнуть совершенно отсталые экономически и социально Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан. Получается некий клуб азиатских стран с недемократическими режимами во главе с недемократической Россией. Похоже на то, что идея М. Горбачева построить «общий европейский дом» на основе общих ценностей и демократии так и останется в истории очередной несбывшейся утопией. В таком случае вердикт истории в отношении России будет окончательным: Россия - не Европа. Россия вне Европы.
Соединенные Штаты«
Если русские будут настолько глупы, что попробуют восстановить свою империю, они нарвутся на такие конфликты, что Чечня и Афганистан покажутся им пикником».
З. Бжезинский, интервью Open Media Research Institute, 15 ноября 1996.
Развал империи – есть задача «имперской элиты» страны.Как уже упоминалось, в 90-ые Запад был той
акушеркой, благодаря которой в России на свет появился нынешний криминальный капитализм. Криминальный капитализм привел Россию к сырьевой олигархической экономике и к олигархической авторитарной политической системе. Президент России – лишь уполномоченный
системы в Кремле.
В истории России есть несколько исторических деятелей, причастных к строительству Российской империи. Историки обычно называют имена Ивана Грозного, Петра Первого, Екатерины Великой, Александра Первого. Из советских строителей советской империи обычно называют В.Ленина и И.Сталина. И, о чудо! Никто из этих строителей империи не хранил свои личные счета в зарубежных банках. Никто не скупал недвижимость, особняки, яхты за рубежом. Никто не отправлял свои семьи жить на Запад. А между прочим среди императоров России были лица и не русского происхождения (Екатерина 2, немка, Иосиф Сталин, грузин). И только в России начала 21-го века появились «империостроители», власть имущие, называющие себя патриотами России, появился класс крупной буржуазии, которые свои счета, недвижимость, часто и семьи содержат не в России, а на Западе. То есть на словах строят империю, верят в Россию, а «бабки» почему-то уводят из России и содержат на Западе. Вот такие «патриоты». Прав был
З.Бжезинский, ох как прав, когда заявил:
«
Россия может иметь сколько угодно ядерных чемоданчиков и ядерных кнопок, но поскольку 500 миллиардов долларов российской элиты лежат в наших банках, вы еще разберитесь: это ваша элита, или уже наша?»
Американо-российские отношения времен Б. Ельцина были почти безоблачные. Слабая, полуразрушенная Россия при Ельцине полностью устраивала Америку. Россия в те годы критически зависела от кредитов международного валютного фонда, который до сего дня контролируют американцы. При Путине в период его первого президентского срока российская элита также была изначально заинтересована во всемерном улучшении с США. Однако затем, когда Россия стала зарабатывать большие деньги на нефти и газе, отношения России и США стали стремительно ухудшаться. Окрепшая финансово Россия стала высказывать недовольство заигрыванием НАТО с государствами СНГ, увеличением американского влияния в Украине и в Грузии. Россия стала проводить все более самостоятельную внешнюю политику, которая стала вызывать явное раздражение у США. На каком-то этапе США осознали для себя одну неприятную вещь: сколько не вкладывай деньги в Россию после ее очередного исторического коллапса, Россия все равно не будет благодарной Западу за помощь. Так было при Ленине и Сталине, когда на немецкие деньги русские большевики смогли придти к власти в России и буквально тут же стали усиленно разжигать мировую революцию по всему миру, в первую очередь направленную против Запада. Так случилось и в этот раз. В критические месяцы конца 91-го, в 92-93гг, Запад оказывал продовольственную и финансовую помощь России. Она не была бескорыстной, но все равно Запад рассчитывал, что Россия надолго будет идти в фарватере их политики. Они вновь ошиблись. Только-только окрепла у власти российская элита, как она стала снова заявлять о своих претензиях на доминирование в СНГ, в других точках земного шара. В ответ заметно ужесточили свою политику и США. Они осознали, что в период высоких мировых цен на энергоносители Россия сумеет расплатиться с долгами и даже модернизировать свои госинституты и экономику. Чтобы осложнить задачу России палата представителей Конгресса США приняла законопроект, направленный против России, объявляющий незаконным создание газовых картелей по типу ОПЕК. Одновременно американцы смотрели сквозь пальцы на то, как воровская элита России открывает свои банковские счета в СКВ в США и на Западе в целом.
Настоящим водоразделом российско-американских отношений явилась «оранжевая революция» на Украине (2004). В Кремле были убеждены, что американцы в буквальном смысле подготовили и проплатили части украинской элиты и затем увели Украину из-под носа Москвы в западный лагерь. Следует признать, что основания к таким убеждениям действительно были.
З. Бжезинский, бывший помощник президента США по национальной безопасности, политолог: «
Россия может быть либо империей, либо демократией, но не тем и другим одновременно… … Без Украины Россия перестает быть империей, с Украиной же, подкупленной, а затем и подчиненной, Россия автоматически превращается в империю». (5)
Алексей Гарань, политолог, Украина: «
Россия не сможет построить империю без Украины. Подконтрольная Украина - это ключ для России в контроле над постсоветским пространством. Для многих слоев российского общества это еще и символы некоего имперского мышления. Им важно понимать, что Украина - такая же, как и Россия, что это не Европа. Так что здесь очень много интересов - как материальных, так и чисто символических. Мы видим, что идет колоссальное давление со стороны России, где пытаются "купить" украинский бизнес, украинскую власть. Россия играет на том, что часть олигархов колеблется - жить по правилам или продолжать ловить рыбку в мутной воде». (6)
Необходимо особо отметить, что политика США по отношению к России на протяжении всего 20-го века и начала 21-го проходит, по сути, через 2 фазы, сменяющие попеременно друг друга: «политика сотрудничества», «политика сдерживания». С момента установления дипотношений США с советской Россией(1933) американцы проводили политику сотрудничества (1933-1945), затем политику сдерживания СССР (1946-1991) в «холодной войне». После краха СССР мы вновь видим политику сотрудничества США с «демократической Россией Б. Ельцина» (1991-1999), затем с Россией В.Путина. В период президентства в США Б. Клинтона (1993-2001) Соединенные Штаты принимали как должное доминирование Москвы на постсоветском пространстве, хотя уже в те годы элиты Украины и Грузии выражали США свою озабоченность по поводу угрозы, исходящей для их государственного суверенитета со стороны России. Американская администрация в те годы считала, что Россия в целом идет по пути демократизации и что России не следует чуждаться, подвергать на постсоветском пространстве изоляции или намеренной поддержкой новых государств СНГ в противовес России. Однако уже в конце 90-х в США стали раздаваться осторожные голоса в пользу того, что при президенте России Б. Ельцине Россия вновь стала сворачивать к авторитаризму и что, по всей видимости, шансы на установление долговременной демократии в России невысоки. В 2001-2004гг., в период первого срока президента Буша-мл., США стали постепенно менять свою политику по отношению к России и корректировать политику в отношении постсоветских государств. В 2003г. США поддержали «революцию роз» в Грузии, а в следующем году поддержали «оранжевую революцию» в Украине. После 2004г. США вернулись, по сути, к политике сдерживания России на постсоветском пространстве. Европа и США оказались по одну сторону, Россия со своими претензиями во внешней политике на другой стороне.
Причиной расхождений во взглядах на внешнюю политику между Западом и Россией стал страх. Запад стал опасаться восстановления имперской России в составе с бывшими советскими республиками. Запад не хотел и не хочет видеть Россию сверхдержавой. Россия В. Путина испугалась «цветных революций» в СНГ и России. Запад стал демонстративно поддерживать государства СНГ в их попытках реформирования, стал поддерживать прозападные партии, неправительственные организации (НПО), движения на всем постсоветском пространстве. Россия стала срочно создавать свои молодежные проправительственные движения, партии, другие организации, во внешней политике стала активно сотрудничать с Китаем в рамках ШОС, предпринимать попытки энергетической экспансии на рынке ЕС. За годы нахождения В. Путина на посту президента России (2000-2008) отношения между Россией и США пришли к состоянию «холодного мира». Для России оказались неудачными:
- переговоры по ВТО и возвращению статуса наибольшего благоприятствования в торговле с США;
- переговоры по ПРО в Европе и расширению НАТО на Восток;
- переговоры об увязке проблемы Косово со статусом непризнанных государств под патронажем России.
Именно в эти годы значительная часть элит СНГ стала постепенно отходить от России, подпадать под влияние Запада, стала участвовать в торгово-экономических проектах по транспортировке каспийских нефти и газа в Европу в обход территории России. Их сблизили между собой «энергетический империализм» кремлевского руководства. Пик «холодного мира» между Россией и США пришелся на август 2008г., военный конфликт между Грузией и Россией из-за Абхазии и Ю. Осетии. В поддержку Грузии М. Саакашвили Соединенные штаты демонстративно отправили в Грузию с «гуманитарной помощью» по Черному морю свой новейший военный корабль с крылатыми ракетами дальностью полета до Москвы. Это было ярчайшее проявление силовой политики США в ответ на силовую политику России на постсоветском пространстве. В Москве намек прекрасно поняли и в последующие годы президентского срока Д. Медведева попытались нормализовать свои отношения с США через т.н. «перезагрузку» ( март 2009). Целью «перезагрузки» отношений между Россией и США (2009-2011) являлось общее улучшение политических отношений вообще и решение проблемы американской системы ПРО в Европе в частности. Общие отношения между Америкой во главе с президентом Обамой и Россией во главе с президентом Медведевым, безусловно, улучшились. Переговоры же России и США по европейской системе противоракетной обороны фактически провалились. Планы по развертыванию ПРО в Европе США планируют утвердить на Чикагском саммите НАТО весной 2012 года. На возражения России фактически никто не обращает внимания.
Выводы:После краха Советского Союза в 1991г. в России к власти пришла прозападная элита во главе с Б. Ельциным, которая пыталась осуществить в России одновременно несколько реформационных задач: ускоренное строительство капитализма, демонтаж социального государства, ускоренная
вестернизация политического устройства и общества (политическая демократия, независимая судебная власть, независимые СМИ и т.д.). Во внешней политике Россия взяла курс на тесную интеграцию с Западом. Однако западный мир не принял Россию в свои ряды. Россия устраивала Запад лишь в качестве младшего партнера, сырьевого придатка западного мира. Отказ России в интеграции в западный мир и одновременно ускоренная
вестернизация Западом постсоветского пространства привели к кризису отношения между Россией и Западом и к спорам внутри российской элиты вокруг идентичности России и курса внутренней модернизации. Провалы с капиталистической модернизацией России, провал курса на интеграцию в западный мир привели к провалу демократизации политического устройства России. При втором президенте политэлита России стала быстро отказываться от ценностей именно западной цивилизации: политическая демократия, верховенство закона, разделение властей, права человека. Россия стала поворачивать к противоположному полюсу модернизации – деспотизму. В России победила старая российская историческая традиция – самодержавие под фиговым листком «демократии». Российская элита решила вернуть страну в русло Великой Державы, наследницы не Советского Союза, а Российской империи, собирательницы земель прежней Великой Империи.
В настоящее время с т.зр. цивилизационной идентичности страна возвращена в положение ментально разорванной страны, куда ее ранее привел Петр Первый в попытках модернизировать Россию с опорой на государственный деспотизм и агрессивную внешнюю политику. Отбросив западную идеологию, фактически отбросив западные политические институты, российская элита пытается модернизировать экономику без демократизации государства с усилением своего влияния на постсоветском пространстве через экономическое объединение прежних колониальных провинций, Беларуси и Казахстана.
Это попытка строительства нелиберальной империи. При этом Россия и сейчас остается империей. Шансов на успех экономической модернизации у такой империи немного. Шансов надолго расширить империю еще меньше. Напротив шансы привести в итоге Россию к распаду возросли. В России зародился и зреет русский национализм. Он выступает за национальное русское государство. Русский национализм и российская империя вещи несовместимые. В Беларуси, Казахстане развиваются собственные национализмы. В их лоне развиваются молодые нации. Если в России победит русский национализм, он похоронит империю и Россию в ее нынешнем виде.
Прежние империи создавались силой принуждения. Новые империи создаются силой привлекательности, «soft power». У России нет силы привлекательности, «soft power», чтобы создать такую империю. Для воссоздания империи она применяет «энергетическое оружие», экономическое, политическое давление, авторитаризм. Это сразу восстанавливает против нее «
новые колонии».
Россия является стержневым государством православной цивилизации. Исторически вокруг нее группировались такие православные страны как Сербия, Болгария, Румыния, Молдова, Беларусь, Украина, Армения, Грузия. За истекшие 20 лет после исчезновения СССР в интеграцию с западной цивилизацией от России отошли Сербия, Болгария, Румыния. В настоящее время туда же дрейфуют Грузия, Украина, Молдова. В случае успешного ухода Украины от России последняя не сможет стать полноценной империей. При первом же серьезном системном кризисе она распадется вновь, но в этот раз распад коснется непосредственно России.
На Западе в отношении России в настоящее время превалируют следующие точки зрения:
- В 1945г. Россия ценою неимоверных усилий одолела в войне германский блок государств в Европе. Однако она надорвалась в мирное время в борьбе за мировое господство с англо-американским блоком, который принято именовать Западом. (7)
- В настоящее время Россия – это «увядающая держава», переживающая временный подьем. Это «пенсионер глобального значения». (8) Политические амбиции России не соответствуют ее возможностям.
- Запад может смириться с геополитической потерей Беларуси в пользу России, но Запад никогда не отдаст Украину России. По мнению Запада, Россия не сможет возродить свою былую могущественную империю без Украины. (З. Бжезинский)
- России деваться некуда. Без использования западных технологий, без сотрудничества с Западом России не удастся провести модернизацию. (А. Рар) (9)
- Запад будет оказывать всестороннюю политическую, экономическую, идеологическую поддержку всем государствам СНГ, нежелающим объединяться с Россией, «чтобы побудить Россию сделать ясный выбор в пользу Европы». Среди государств СНГ 3 страны имеют принципиальное значение для Запада: Азербайджан, Узбекистан и Украина. (З. Бжезинский, Великая шахматная доска).
**************************
США, ЕС и Россия – это стареющие империи. Они подошли вплотную к своему разложению. Наиболее важные причины этого: девальвация их прежних ценностей, падение нравов, культурный суицид, общественная апатия и разобщенность, национализм, а уже потом экономика, валюта, внешняя политика, демография, проблема лидерства. ЕС уже фактически отказался от своего цивилизационного истока: западного христианства. У России нет необходимых ресурсов (развитой промышленной экономики) чтобы поддерживать свой имперский статус. Имперские амбиции России не соответствуют ее наличным возможностям. Каждая из империй решает по сути одну и ту же задачу: сохранить себя, модернизироваться, найти ответы на вызовы времени. Вполне возможно, что по итогам 21-го века не сохранится ни одна из них.
Продолжение следует…===========================================
Литература и источники:
1. "
Дипломатия канонерок" (gunboat diplomacy), дипломатия, подкрепленная угрозой применения силы одним гос-вом с целью навязать свою волю др. Это понятие используется особенно часто применительно к 19 в., когда великие мор. державы, в первую очередь Великобритания, использовали свою военно-мор. мощь для оказания давления на малые или более слабые гос-ва. "Д.к." применялась брит. мин. иностр. дел лордом Пальмерстоном в ходе "опиумных войн". В 1882 г. брит, флот подверг бомбардировке Александрию для подавления национально-освободительного движения в Египте. Во время Боксерского" восстания в Китае в 1900 г. "Д.к." приняла форму объединения сил европ. держав для защиты своих интересов и наказания повстанцев. Она применялась также США в отношении Филиппин и для навязывания амер. полит, требований странам Лат. Америки.
2.Сергей Караганов, Хорст Тельчик, Анджей Олешовский «Гостиница "Европейская"».
http://www.globalaffairs.ru/pubcol/Gost ... kaya-15320 3. В 2007г. по соцопросам «Центр ЕС-Россия» и «Левада-центр» 71% россияне заявили, что не
считают себя европейцами. См.:
http://old.levada.ru/press/2007021501.html Янв. 2011г., соцопрос. 53% опрошенных россиян считают, что Российская империя была
добровольным единением народов. Результатом насильственного присоединения – 27%.
См.
http://old.levada.ru/press/2011020902.html Вопрос: «Должна ли Россия восстановить свой статус Великой империи?» Ответ: «да»- 78%
Опрошенных. «Нет» - 14 %. (янв.2011г.). См. там же -
http://old.levada.ru/press/2011020902.html Май 2011г., соцопрос. Западный путь общественного устройства для России посчитали
неподходящим 66% опрошенных, подходящим – 27%. См.:
http://old.levada.ru/press/2011062304.html Август 2011г. , соцопрос. В России считают себя православными 69% опрошенных и 5 %
мусульманами. Неверующие – 22 %. См.:
http://old.levada.ru/press/2011090801.html4.
http://lb.ua/news/2011/10/03/117474_Var ... _part.html5. З. Бжезинский: «Преждевременное партнерство», 1994.
6.
http://censor.net.ua/news/171082/ garan_podkontrolnaya_ukraina__eto_klyuch_dlya_rossii_v_kontrole_nad_postsovetskim_prostranstvom
7. Доминик Ливен: «Россия как империя и периферия»,
http://www.polit.ru/article/2009/01/12/liven/8. Иван Крастев: «Россия, Турция и "пенсионер глобального значения"»,
http://gpf- yaroslavl.ru/viewpoint/Ivan-
Krastev- Rossiya-Turciya-i-pensioner-global-nogo-znacheniya/
9. Александр Рар: "Россия все больше и больше понимает - ей придется ориентироваться на Запад",
http://yaroslavl.dada.ru/viewpoint/Alek ... at-sya-na- Zapad