www.bbc.co.ukРазговоры о будущем еврозоны между ее лидерами все более поляризируются. На поверхности, религия, вроде бы, ничего с этим не имеет. Но может ли быть так, что протестантские и католические лидеры имеют глубоко закопанные инстинкты в своих душах, которые застваляют их тянуть еврозону в диаметрально противополжные направления, пока она окончательно не треснет?
По окончании последнего европейского саммита в Брюсселе было много разговоров о том, что канцлер Меркель потерпела поражение от "нового Латинского альянса", состоящего из Италии и Испании при поддержке Франции.
Многие немцы протестуют, что слишком много уступок было сделано их правительством - и не будет большим преувеличением сказать, что это является последним отражением протестантской критики латинских подходов к делам монетарным. Данные взгляды имеют глубокие корни в немецкой культуре, которая формировалась под воздействием религиозных взглядов.
Походы в церковь в Германии находились на спаде, как и во всех остальных западных странах, вслед за роском секуляризации. Но религиозные особенности продолжаю формировать то, как немцы относятся к деньгам. Немецкое слово "долг" - "schuld" - точно так же означает "вину" и "грех".
Риторика о бережливости и бюджетной ответственности дается Ангеле Меркель, дочери протестантского пастера, совершенно инстинктивно.
Частое упоминание Меркель о том, что бюджетной дисциплине "нет альтернативы" (напоминающей британцам речи Маргарет Тэтчер) нередко увязывается со знаменитой упрямой фразой немецкого лидера Реформации Мартина Лютера: "На том я стою. Иного позволить не могу".
Новый немецкий президент - Иоахим Гаук - который может сыграть важную роль в конституционных дебатах о единой валюте, тоже родом из протестантской колоды. В прошлом он сам был лютеранским пастором.
Население страны примерно поровну разделено между протестантами и католиками - а также приверженцами иных религий, либо ни одной из них - и восход Меркель и Гаука символизует собой перемены в Германии, которые произошли после объединения в 1990-ом году. Оба жили в Восточной Германии - исторически протестантской территории - в то время как Западная Германия имела ряд влиятельных католических политических лидеров в послевоенный период, разделявших энтузиазм остальной католической Европы по поводу европейской интеграции.
Бывший западнонемецкий канцлер Конрад Аденауер - католик из рейнских земель, крайне недоверчивый к прусским протестантским традициям немецкого востока - привел Германию к подписанию Римского Договора в 1957-ом году. Данный договор создал Европейское Экономическое Сообщество - предшественника нынешнего ЕС. И тогда существовала четкая географическая связь между шестью странами-подписантами - все они некогда составляли Священную Римскую Империю Карла Великого.
Карл Великий, превозносимый современными европейскими объединителями в лике своеобразного святого покровителя, также создал новую валюту для своих земель - каролингский ливр.
Гельмут Коль, проложивший путь Германии в экономический и валютный союз 90-х, тоже был католиком из рейнской области, часто посещал костел и говорил о глубоких духовных корнях единой Европы.
Было много разговоров о том, что немцы пожертвовали своей любимой маркой, положив ее на алтарь евроинтеграции. Но немецкое объединение в это время также означало перенос столицы назад в Берлин, подальше от католических связей, чувствительных на западе и юге страны.
Кризис еврозоны подлил масла в огонь дебатов о том, являются ли немцы, сформированные своим протестантизмом, фундаментально отличными от католических "латинских" стран-союзников.
Со времен Средневековья немецкая банковская среда была более осторожной по сравнению с Италией и Испанией. Скептические немцы указывают на предисторию проблемных валютных союзов в Европе в 19 веке на примере Латинского Валютного Союза.
В то время Германия проходила свое собственное таможенное объединение под прусским лидерством и избежала вступления в этот союз. Латинский Союз стал дышать на ладан после того как ряд стран, в частности Папские Земли, отлили и напечатали больше денег, чем они должны были.
У легко пугаемых немцев политики или страны, подрывающие финансовые устои, имеют дявольские эпитеты. В Фаусте Гете, одном из наиболее известных произведений немецкой культуры, Мефистофель убеждает императора Священной Римской Империи напечатать бумажные деньги, не смотря на то, что один из его советников утверждает, что это идея от Сатаны. Порядок в государстве сразу рушится после того, как подданные императора кидаются в пьянку, быстро тратя деньги в которых не видят ценности.
Гиперинфляция в Веймарской республике в начале 1920-х, когда "деньги сошли с ума" и всякий моральный и экономический порядок рухнул, выглядела предлками дьявола.
Некоторые в Германии сегодня считают, что еврозоне стоило бы разделиться: на аналог Латинского Союза - с одной стороны, и германо-ведомую группу схожих стран (вроде кальвинистских голландцев и лютеранских финов) - с другой.
Бывший глава Немецкой промышленной ассоциации Ганс-Олаф Хенкель говорит, что "евро разделяет Европу". Он хочет, чтобы немцы, голландцы и фины "захватили инициативу и покинули евро", создав отдельное "северное евро".
Новый раздел по страрым линиям? Правительство в Берлине начало подготовку к тому, что оно видит чрезвычайно важной годовщиной в 2017 году - 500 лет после начала Реформации Лютером.
Лютер протестовал против индульгенций - сомнительной попытки папства решить свои финансовые проблемы путем убеждения европейсцев выкупать свои грехи.
Один немецкий коментатор - Штефан Рихтер - заметил, что проблем еврозоны можно было бы избежать, если бы переговоры в Маастрихте вел Лютер, решая, какие страны допускаются к вступлению, а какие нет. "Читаем по губам: Никаких нереформированных католических стран! Вот что он бы сказал. Как результат - еврозона была бы куда более сплоченной", говорит Рихтер.
Сам Рихтер является католиком, но поклонником дисциплинированной экономики: "Слишком много католицизма - плохо для финансового здоровья нации, даже сегодня в 21-ом веке".
Но он верит, что некоторые исторически католические страны, такие как Австрия или Польша, достаточно долго оставались под немецким влиянием ввиду своей географической близости. "Возможно, они католики, но со здоровой долей фискального протестантизма", заключает Рихтер.
Коментаторы в 2012-ом году без сомнений постараются упомянуть, что раздел периода Реформации между католиками и протестантами был не лучшим делом. Но обычно бережливое правительство канцлера Меркель уже пообещали 35 миллионов евро на празднецтва по поводу рождения протестантизма.
А где в 2017 году будет еврозона? Все еще на месте? Или будет приспосабливаться к новому историческому разделу между паствами латинской и протестантской систем ценностей?