я как раз застал еще учебники лихих начала 90х, над которыми Позняк пустил бы ностальгирующую слезу, а потом уже при зачистке нац оппозиции при луке там ударно ввели новые учебники, где уже все было весьма благостно.
я просто базирую свое мнение на соотв российском исследовании школьных учебников истории, относительно недавнее (2006 год):
http://img.rosbalt.ru/doc/File/sikevich_brest_2.docЗинаида Сикевич,
зав. лабораторией этнической социологии и психологии НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета,
руководитель исследования
(исследование проведено по заказу ИА «Росбалт»)
ИСТОРИЯ БЕЛОРУССИИ
В ИНТЕРПРЕТАЦИИ УЧЕБНИКОВ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Форма преподнесения материала. История Белоруссии преподается в средних школах дважды: в 7 – 9 классах и повторно в 10-11 классах. Таким образом, это соответствует учебным программам России, где с отечественной историей учащиеся также знакомятся дважды, - в младших и старших классах, и отличается от украинских программ обучения, которые предусматривает единый процесс преподнесения отечественной истории с 7 по 11 класс с постепенным усложнением стиля изложения.
Тематика материала, события и персоналии в учебниках для младших и старших классах примерно идентичны. Различие состоит в том, что в 10-11 классах большее внимание уделяется фактам и более подробному описанию событий. Что же касается оценок, то в старших классах изложение истории носит нейтральный, фактографический характер, в то время как в младших классах – оценочный.
Соотношение политической и культурной тематики в учебниках истории
• В учебнике для 7 класса - 74,5% и 25,5% (соответственно).
• В учебнике для 8 класса - 67,5% и 32,5%
• В учебнике для 9 класса - 78,0% и 22,0%
• В учебнике для 10 класса - 50% и 50%
• В учебнике для 11 класса - 79,7% и 20,3%
Таким образом, белорусские учебники, в отличие от русских и украинских, представляют отечественную историю не только процесс государственно-политического, но и культурного развития. Думается, что такой подход формирует более уравновешенный тип национального самосознания, опирающегося не только на военные победы и территориальные приобретения, но и на духовные традиции своего народа.
...
•
Московское государство, которое в отличие от украинских учебников, всегда именуется в соответствии с его официальным названием («Великое княжество Московское», «Московское царство», «Россия») интерпретируется как соперник Великого княжества Литовского. Однако акценты, по сравнению с украинской трактовкой, существенно смещены – на Московскую Русь не переносится образ «врага» и «агрессора». Претензии польских королей на московский престол в период смутного времени объясняются, прежде всего тем, что они – наследники Ягайло, который был «великим князем русским». Одновременно говорится о том, что царь Федор Иоаннович как владетель восточно-русских земель в свою очередь претендует на польский престол. Эти факты в украинской версии истории отсутствуют, по-видимому, как не соответствующие идеологическому конструкту.