До Наца дошло, что его ультранационалистические идеи не поддерживаются ни в Минске, ни в Беларуси, ни на сайте Брама. Он осознал свое одиночество. Стал хамить, в том числе и мне персонально. Видите ли все кругом хамы и быдло. А что сам хам-это он не замечает. Ушел. Ну, ушел, так ушел.
Я специально не стал вчера это комментировать. И вот почему.
Из БНФ массово люди стали уходить в нулевые. Руководство БНФ этим не сильно заморачивалось. Запад их финансировал, они получали свои бабки, все остальное считалось поправимым. Но я уже тогда знал, что это начало конца, что массовый уход умеренных националистов из БНФ приведет к тотальному обрушению партии. (Впрочем не только БНФ, но и остальных тоже). Поэтому в 2001 я выступил публично не только с критикой. Я предложил умеренным националистам реформировать свою идеологию белорусского национализма. Я их предупредил, что если они этого не сделают, то БНФ просто и тихо умрет. Я видел корень проблемы БНФ и трагедию белорусских националистов. Она на мой взгляд заключается в утопичности их белорусской идеологии. Я им прямо написал: если они не приспособят идеологию белорусского национализма под нужды и интересы доминирующего в стране русскоязычного белорусского населения, то они просто не будут востребованы белорусским обществом и просто умрут как политическая сила.
От моих предостережений отмахнулись как от бреда сумасшедшего. Я сказал: окей, спешить некуда, подождем кто окажется прав. Первым забил тревогу в 2003-м философ Акудович. Он написал и опубликовал свою работу "
Вяликая здрада", в которой с тревогой констатировал, что белорусские националисты сами себя изолировали от белорусского народа. Народ живет своими интересами, на мову и на белорусских националистов не обращает никакого внимания, на митинги, шествия, на протесты их практически не обращает никакого внимания. И он сделал совершенно правильный вывод:
если нас не поддерживает белорусский народ (а это именно русскоязычный народ),
то это значит, что мы проиграли. Мы проиграли битву за народ, адраджать который и собирались. Это значит, что мы никогда не соберем массу вокруг себя и никогда не придем к власти. И Акудович сделал совершенно правильный вывод: нужно каяться перед белорусским народом, признавать свои ошибки и идти навстречу русскоязычным белорусам.
Работа Акудовича вызвала яростное неприятие в среде националистической белорусской интеллигенции. Эти "яйцеголовые" с ним были не согласны. Я помню как я откровенно смеялся в полемике с Ю. Дракохрустом и с его апологетикой белорусского национализма на радио Свабода. Я доводил до "яйцеголовых" простую мысль: нас, русскоязычных белорусов, большинство, вы нас не объедините вокруг своей идеологии, делайте выводы, или вы меняете свои взгляды или идите...лесом.
Это страшно раздражало. НО я сознательно провоцировал дискуссию.
Прошло еще 5 лет. И до самых тупых из "яйцеголовых" националистов дошло, наконец, то, что для меня было ясно еще 10 лет назад.
Тот же Дракохруст, другие журналисты (Максимюк), стали открыто признавать за русскоязычными белорусами зваться белорусами и что их русскоязычная культура в Беларуси может и должна считаться по праву белорусской. На форуме радио Свабода изменили политику. Раньше там практически не пропускали комментарии русскоязычных белорусов типа меня, и тем более критические комментарии. Теперь все переменилось. Допускаются самые острые комментарии, если они не носят оскорбительный или персональный выпад. Ультранационалисты типа О. Трусова, Позняка уже открыто отторгаются, над ними просто смеются, хотя на форуме они и набирают сотни голосов своих сторонников.
Что же так сподвигло твердолобых молча признать свой провал?
Тенденции в белорусском обществе. Впервые на переписи населения в 2009 году большинство белорусов назвали русский язык своим родным языком. Их набралось таких
почти 6 миллионов. По тем же опросам в Минске говорят на белорусском языке лишь
106 000 минчан. Это 5.8 % от населения столицы.
Назвали русский своим языком
1 млн. 450 000 человек, 82.1 % населения Минска. Оппозиция в Минске не набирает на своих митингах в Минске более 3 000 человек. Стало очевидно для всех, в первую очередь для их западных кураторов, что белорусский национализм на основе белорусского языка потерпел сокрушительное поражение.
Однако стало ясно и другое: пока Кремль финансирует Лукашенко, а тот кормит силовиков и кое-как подкармливает белорусов, свергать Лукашенко белорусы массово не пойдут. Несмотря на все усилия оппозиции вывести массово белорусов в Минске 19.12.2010, на их призывы в 2-х миллионном Минске откликнулось максимум 30-40 тыс. чел. Силовики их разогнали за 10 минут.
Выводы: цветную революцию оппозиция совершить не в силах по причине отсутствия массовой поддержки в обществе. В глубоком маразме не только националистические организации. В глубоком политическом кризисе все белорусские организации. А я ведь Запад публично предупреждал об этом. Или вы этих разгоняете, прекращаете финансировать, начинаете по-настоящему шевелить мозгами и искать новых лидеров с новыми идеями, или вы неизбежно упретесь с этими в глухой тупик. Вот в 2010-м они и уперлись. И там пребывают до сего дня.
Уход Наца не стоит драматизировать. Ушел-пришел. Мы его не изгоняли. Просто он понял, что он здесь в одиночестве. Так я ведь националистов еще в 2001-м предупреждал о таком исходе. Сперва они самоизолировали себя от белорусов. Затем стали сектой. Затем стали просто клоунами.