Добрый день. :)
На досуге продолжал работать над картой.
В чём-то по итогу размышлений и подсчётов пришёл к тому, что вариант брамы однозначно верный (к примеру приписка Койданова(Дзержинска) к Минскому повету), в чём-то же всё ещё вижу существенные недостатки. По сути различия касаются только территории двух поветов и размещения их поветовых центров (и ещё два соседних повета задеты как следствие).
Попробую аргументировать, что я вижу неправильным и какую вижу альтернативу:
1) Выделение Слонима центром повета - он находится слишком далеко от западной части повета, в результате вся она будет по-прежнему тяготеть к Гродно (поэтому в здешнем варианте даже пришлось сменить принадлежность берестовицкого района). Также Слоним не является железнодорожным узлом.
Решение: сделать центром повета Волковыск - он не уступает Слониму ни исторически, ни экономически, ни по населению, но выигрывает в плане географии (с центром повета в Волковыске Берестовица, Свислочь и Мосты улучшают транспортную доступность административного центра, отвязываются от Гродно) и в плане транспортной инфраструктуры (ж/д узел).
Как следствие - Мостовский и Берестовицкий район остаются в составе повета (название можно оставить Слонимским, чтобы подчернуть историческую значимость второго города), весь регион левобережья Нёмана, целостный исторически и географически объединяется в границах одной административно-территориальной единицы. Потеря Мостовского района для Лидского повета считаю несущественной, т.к. он и всё равно бы оставался малым (до 300 тыс. населения), только с отдалённой занёманской территорией, тяготеющей к Гродно.
2) Центр Речицкого повета в Речице - она мало того, что не развита инфраструктурно, ещё и не является железнодорожным узлом (да и автомобильным тоже), слишком неудобно расположена и удалена от других поветовых центров. IMHO, из нашего стремления к равномерному развитию будущих регионов, созданию 15-ти новых "точек роста" с равными возможностями, должно логично вытекать стремление к максимизации удобства для перемещения товаров, людей, административных и бизнес контактов между центрами этих регионов. А Речицкий повет в таком случае ощутимо проигрывает.
Решение: центром повета (название оставить Речицким, как дань истории) стоит сделать Жлобин. Он больше на четверть по населению, лучше развит инфраструктурно, ж/д и автомобильный узел, гораздо удобнее расположен для других поветовых центров (даже для соседних Мозыря и Гомеля разница с Речицей невелика).
Также с центром в Жлобине становится рациональным отнести Кормянский и Чериковский районы (а также заднепровскую часть Рогачевского) к Речицкому повету. Доступность адм. центра из Кормы и Черикова составит 70 и 85 км соответственно, вместо 120 и 140 км при их отнесении к Кричевскому повету (50 км вместо 85 до Бобруйска для Довска). Плюс эти районы вместе с Буда-Кошелёвским составляют единый географически, экономически, культурно и исторический регион в междуречье Сожа и Днепра и будут объединены в рамках одной административно-территориальной единицы, что тоже большой плюс. Также население повета станет ближе к оптимальному.
Буду весьма признателен продолжению дискуссии.
Следующий момент, по которому хотелось бы высказаться (и который здесь не перестаёт обсуждаться) - роль и место поветов с нынешними областными городами в системе АТД.
Кроме общей цели - ограничить рост нынешних областников и направить ресурсы на равномерное развитие новых центров - вижу принципиальное различие между двумя группами областников: Гродно, Брест, Гомель - с одной стороны, и Могилёв и Витебск - с другой.
Первые три расположены на стыке межгосударственнных границ, по сути мы им оставляем в подчинение только минимально возможные территории, они могли бы вместо высасывания ресурсов изнутри страны играть роль трансграничных хабов, транзитных корридоров и точек притяжения извне. И весь акцент в развитии этих поветов можно сделать на этом.
Гродно: Беларусь-Литва-Польша, транспортный корридор Вильна-Варшава с макимальным упрощением прохода границы (ж/д и авто), центр туризма для этих стран, постоянная локализация межрегиональных культурных/образовательных/бизнес мероприятий и структур, точка входа для инвестиций из этих стран.
Брест: аналогично, только для вектора Беларусь-Украина-Польша. Корридор Киев-Житомир-Луцк-Белосток-Гданьск(Варшава), трансграничный туризм, культура-образование-бизнес и т.п. центр сотрудничества трёх стран.
Гомель: Беларусь-Украина-Россия. Тут конечно есть нюансы, но даже если трёхсторонний формат здесь менее перспективен в ближайшее время, Гомель в силу географии может быть своеобразными воротами в Украину. Хотя как площадка вне юрисдикции обеих стран может как раз будет и наоборот - привлекательно, для того же бизнеса.
Что касается Витебска и Могилёва, то их вижу просто обычными поветами с аномально большой концентрацией населения в центре, с теми же функциями и задачами, что и у остальных. Можно лишь надеяться, что благодаря ограничению подведомственной территории для подпитки и при целенаправленной политике на развитие внутриповетовой инфраструктуры, централизация в этих двух поветах будет остановлена или даже обращена вспять. Плюс, надеюсь, естественная миграция в соседние поветы (Орша, Полоцк, Кричев) при росте их привлекательности как места жизни и наличия рабочих мест.
Т.к. большого резона слишком ужимать территорию Могилёвского повета нет - возможно, имеет смысл территорию Чаусского района отнести к нему, чтобы: а) скудные финансовые ресурсы (и наверняка дотационные) Кричевского повета приходилось делить на меньшую территорию, б) чуть уменьшить централизацию в Могилёвском повете и дать жителям Быхова и Белынич (а также аграриям повета) чуть больше союзных голосов в поветовых вопросах :), в) оставить в Кричевском повете, по возможности, малые города с загрязнёнными территориями (Чаусы туда не попадают, насколько помню) и сделать фокус на их развитии, г) учесть, что Чаусы всё же ближе транспортно к Могилёву.
Также я пошёл чуть дальше чем только Ружаны и Паричи и подкорректировал границы поветов
- Минский повет - включил в него только территории попадающие внутрь строящейся второй кольцевой (думаю так и произойдёт вскоре, даже без этой реформы) + Койданово(Дзержинск) + аэропорт
- Паричи (часть Светлогорского района) к Рогачевскому повету (исторически и транспортно)
- Ружаны (часть Пружанского района) к Слонимскому повету (географически и транспортно)
- Телеханы (часть Ивацевичского района) к Пинскому повету (исторически и географически это Полесье)
- Довск (часть Рогачевского района) к Речицкому повету (транспортно ближе и географически часть левобережья Днепра)
- Налибоки (часть Столбцовского района выше реки Сула) к Ошмянскому повету (исторически и географически часть единого региона Налибоцкой пущи с Ивенцом и Воложином)
- Волма (северо-западная часть Дзержинского района) к Ошмянскому повету - аналогично Налибокам.
- Налибоцкая пуща (юго-восточная часть Ивьевского района) - чтобы вся пуща была в пределах одной админ. единицы
- Негорелое (и южная часть Дзержинского района) к Слуцкому повету - географически единый регион с Узденским районом, да и зачем лишние территории тянуть в Минск.
- Буцевичи (север Минского района за второй кольцевой) к Ошмянскому повету - как территориально близкому
- Новоельня (восточная часть Дятловского района) к Новоградскому повету - как исторически и географически близкому (правобережье Молчади)
- Подгорная (кусочек западной части Барановичского района) к Слонимскому повету - географически единый регион
- Черняны (северная часть Малоритского района) к Кобринскому повету - георгафически и транспортно ближе\
- Высокое (западная часть Каменецкого района) к Брестскому повету - транспортно ближе, по ней проходит транпортный авто и ж/д корридор, погранпереход.
- Гричиновичи (северо-западная часть Житковичского района) к Слуцкому повету - транпортно ближе
- Василевичи (юго-западная часть Речицкого района) к Мозырскому повету - географически и транспортно ближе, ж/д ветка на Хойники
- Столбун (северная часть Ветковского района) к Речицкому повету - географически обособленная часть района, исходя из логики "оставить в гомельском повете только то, что нельзя не оставить"
- Бабиновичи (южная часть Лиозненского района) к Оршанскому повету - географически и транспортно ближе к Орше
- Крупенино (западные части соседних районов Полочкого повета) к Витебскому повету - географически и транспортно существенно ближе
- Дисна (и прилегающие территории) к Полоцкому повету - географически и транспортно ближе
- Березинский заповедник (его часть, юго-запад Лепельского района) к Браславскому повету - чтобы объединить заповедную территорию в одной админ. единице.
- Долгиново (северо-восток Вилейского района) к Браславскому повету - географически часть одного региона (правобережье Вилии), ценная территория в природоохранном и рекреационом смысле, что вписывается в концепцию Браславского повета.
В приложенных картинках:
- отмечена коррекция границ поветов
- поветы после коррекции
- поветы с ж/д коммуникациями, где бордовым - электрифицированные (и многопутные если не ошибаюсь) участки, синим - существующие неэлектрифицированные, которые имеет смысл модернизировать для развития межповетовой ж/д-коммуникации, зелёным - предложенные новые ветки.
- таблица с данными по получившимся поветам
Ссылка на саму карту:
https://www.google.com/maps/d/u/0/edit? ... MMLIWMBV5IТакже на карте есть слои с образованием, значительными населёнными пунктами, автодорогами, авиацией, заповедными территориями, энергетикой (слой ещё в работе).