Rzeczpospolita
  • 2285
  • [RU] Речь Посполита?

    А. Воротницкий, www.bramaby.com

    Обсудить на форуме

    Видимо, время пришло. Как говаривал один небезызвестный политик прошлого: «Вчера было рано, завтра будет поздно». Носящиеся в воздухе идеи в области спасения Беларуси от уже очевидно неминуемого краха, поглощения и растоворения в бескрайних просторах восточного соседа, наконец-таки, объединились и выкристализовались в единое и стройное решение. В двух словах оно звучит просто и, в то же время, вызывающе: Речь Посполита.

    Удивительное дело, ещё год назад подобная идея, гипотетически рассматриваемая мной в статье «Призрак Великого Княжества» и совместно обсуждаемая коллегами по форуму «Брама», виделась не только эфемерной, но и совершенно непригодной для реализации в условиях того времени. И вот, по прошествии всего лишь одного политического сезона, преломившись через прошедшую за год призму событий, идея Конфедерации Беларуси и Польши предстаёт практически безупречно сложенным пазлом c заманчивым рисунком для всех заинтересованных сторон!

    Прежде всего, хотелось бы рассмотреть причины возникновения, или, скажем так, облачения в обладающие реальной перспективой формы, мысли о Конфедерации именно сейчас, а не 15, 10, или 5 лет назад и даже не в прошлом году. Главенствующую и определяющую роль в этом, на мой взгляд сыграли события, связанные с выборами в Беларуси и затем — в России. То, что представлялось как события отдаленного будущего, как один из теоретически возможных когда-то в отдаленной перспективе вариантов развития событий — стремительно и неотвратимо претворилось в реальность: Республика Беларусь за прошедшие полтора года «благодаря» действиям собственного руководства потеряла фактический суверинитет и всего лишь делом времени стала инкорпорация её в той или иной форме в Российскую Федерацию де-юре. Не будем здесь описывать все события, приведшие к столь печальному положению, надеюсь, что те, кому это не очевидно до этих строк просто не дочитали.

    Именно поэтому практически любая альтернатива тому, что уже неоднократно и с неизменно плачевными результатами опробовано на деле, будет не просто меньшим из зол, а фактически спасением от «окончательного решения белорусского вопроса». В этом свете вопрос объединения с Польской Республикой в конфедеративное государство по старинным лекалам Речи Посполитой, но с современными рамками и наполнением, обретает совершенно новый и свежий вид. Исходя из сегодняшних реалий, давайте рассмотрим подобную перспективу максимально подробно и беспристрастно, а в особенности — те сомнения, опасения и преграды, которые позволяют усомниться в жизнеспособности идеи.

    Прежде всего, против подобного предложения выступает широко освещаемая в государственных источниках пропаганды пресловутая «генетическая память белорусов». Исходя из заявлений белорусского официоза, прессы, из того, чему учат детей и молодежь в современной белорусской системе образования, белорусы о многовековом совместном проживании с поляками в Великом Княжестве литовском, а потом — «под Короной» помнят (или обязаны помнить) как о периодах нивелирования белорусской нации, искоренения белорусской идентичности — вплоть до физического уничтожения носителей как таковых. Безусловно, многолетняя пропаганда подобных тезисов, в определенной мере, преуспела: у довольно большой части населения прочно установился стереотип о западной соседке как об оккупанте, до сих пор мечтающем, выражаясь словами белорусского руководителя, «о границе под Минском». И непременно с целью загнать белорусов в стойло, превратив в быдло и уж всяко — в людей второго сорта.

    Что и говорить, перебороть подобные установки (культивировавшиеся, между прочим, ещё при советской власти, видимо — на всякий случай) ещё пару лет назад не предствалялось просто никакой возможности. Ни малейшей. В условиях псевдостабильности и некоего подобия перспективы «вырулить» самостоятельным независимым государством между Сциллой череды внутренних политических и экономических кризисов и Харибдой вечно непредсказуемо трансформирующейся России, тезис о конфедерации выглядел бы не больше и не меньше чем предательством национальных интересов. Сегодня же, когда все без исключения национальные интересы уже преданы, проданы, либо заложены — подобная щепетильность облетела как фальшивая позолота. Речь идёт о самоспасении нации, посему имевшиеся и имеющиеся контртезисы, разрушающие установленную ранее картинку алчной и вероломной Польши — вне всякого сомнения возымеют куда большее действо, чем ранее. Задача — их сформулировать и донести до сомневающихся, что и является первоочередными действиями.

    Вторая и более серьёзная преграда не только в реализации, но даже в продвижении рассматриваемого вопроса — жёсткое и бескомпромиссное противодействие России. Неоимперские устремления стремительно авторитаризирующейся восточной соседки идут в разрез с любым свободомыслием на постсовестком пространстве, а уж тем более — внутри наспех сляпанного в угоду сиюминутной политической конъюнктуре так называемого союза России, Беларуси и Казахстана. Нет никаких сомнений, что российским истеблишментом будут предприняты все возможные усилия по предотвращению любых действий в данном направлении, в том числе и руками фактически марионеточного белорусского режима. И если опасения на предмет неприятия идеи Конфедерации обществом вполне разрешимы путём контрпропаганды, идеологического влияния, то противодействие процессу неоимперского поглощения с востока может быть реализовано лишь скорейшим распространением и принятием идеи конфедерализма внутри равновесных мировых игроков: ЕС, США, возможно — Китая.

    Третьим камнем преткновения представляется отношение к конфедеративным идеям внутри самой Польши. На первый взгляд, что может быть привлекательнее воплощения давно лелеемых желаний по восстановлению былого величия? В то же время, польское сообщество отлично понимает опасность в современных реалиях быть обвинённым в «поглощении» или «анексии» чужих территорий. Немаловажны и опасения получить в составе объединённого государства нестабильный фрондирующий регион, а то и эдакую «псевдочечню». Но если вышеописанные противоречия практически в полной мере разрешаются грамотно и аккуратно сформулированной формой Конфедерации с чётким разграничением прав и обязанностей вступающих в неё сторон, то опасения экономического характера, на первый взгляд, кажутся практически непреодолимыми.

    Тем не менее, беру на себя смелость утверждать, что в сегодняшних реалиях экономические проблемы гипотетической Конфедерации отступят на второй план, уступая пальму первенства моральным, политическим и иным нематериальным издержкам, неизбежно последущим при попытке реализации проекта. В сегодняшнем активно трансформирующемся мире экономика лишь в виде дымовой завесы выставляется во главу угла, примеров абсолютно экономически не обоснованных и, выражаясь бухгалтерским языком, заведомо убыточных действий мировых игроков — предостаточно. В ситуации, когда абсолютная неопределенность довлеет над способами и результатами оценки в будущем традиционных экономических ценностей и ориентиров современного мира (мировая валюта, нефть-газ и даже золото), на первый план неминуемо выйдут иные показатели оценки влияния государственных образований в мире: контроль над пригодными для жизни территориями, обладание человеческим ресурсом, влияние в околоконтинентальных масштабах. Всё это в достаточной мере выступит противовесом опасениям об экономической несостоятельности нового образования.
    Не стоит недооценивать и противодействие реализации идеи Конфедерации действующего в Беларуси режима. Нет никаких сомнений в том, что почти полностью зависимый от политической воли России правящий класс Республики Беларусь, а особенно — высшее руководство будет вынуждено играть на стороне основного противника проекта, коим, без сомнения, выступит Россия. Однако гнетущее осознание зависимости и всем известные личные европейские экономические интересы верхушки белорусского руководства лишают их действия как минимум искренности, а как максимум — будут заставлять трудиться на ниве недопущения конфедерационных мыслей «в полруки», а то и исподволь способствовать им как элементам излюбленной «маятниковой многовекторной политики». Уже сегодня белорусскими властями усиленно разыскиваются реперные точки, по которым можно было бы ориентировать пресловутый «западный вектор», в этих условиях противодействие любым «прозападным» идеям не будет таким фатальным, как, например, ещё полгода назад.

    Подводя итог вышесказанному, представляется своевременным открытие самой широкой дискуссии в обществе — как в белорусском, так и в польском — по обсуждаемому вопросу. Любые проявления темы — от обсуждения моральных аспектов до выработки дорожных карт и проработки технических элементов создания Конфедерации — будут способствовать популяризации идеи и закреплении её на повестке дня. Предлагаю совместными усилиями вывести вопрос Конфедерации Республики Беларусь с Польской Республикой из состояния глухого замалчивания на первый план белорусско-польского политического дискурса.

    2 комментария

    avatar
    В этом вопросе, развивать торговлю с Польшей и наладить обширные контакты с Китаем и Казахстаном. Продвигать идею, нового «шёлкового пути».
    0
    avatar
    тему обсуждать можно но реализация её в нынешних реалиях утопична.
    это лишение паразитирующего класса беларуси своей кормушки и они не то что мешать этому будут — зубами держаться до последнего и под россию ложиться при любых обстоятельствах ибо там режим-близнец. ведь численный состав мвд уже заставляет впасть в депрессию а языковой барьер явится объективно главной проблемой для подавляющего большинства населения.
    считаю идею конфедерации с польшей жизненной лишь в случае распада россии в её нынешнем виде.
    0
    У нас вот как принято: только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут делиться своим мнением, извините.