Геополитика
  • 1601
  • Техно-политическая трансформация


    «Project Syndicate», США, Клаус Шваб (Klaus Schwab)

    Было бы преуменьшением сказать, что наш мир переживает бурные и далеко идущие изменения. Глобальная экономика, геополитический ландшафт, окружающая среда и технологии являются объектами с постоянно меняющимися условиями, которые усиливают и преобразуют друг друга в паутине сложных взаимодействий. В таких непредсказуемых и взаимосвязанных условиях эффективное руководство должно быть основано на радикальной перспективе, многогранных навыках, а также на понимании технологий и таланте.

    Тенденции, которые формируют мир двадцать первого века, воплощают в себе как надежду, так и опасность. Например, глобализация позволила сотням миллионов людей выбраться из бедности, в то же время внеся свой вклад в социальную фрагментацию и значительное увеличение неравенства, не говоря уже о серьезном экологическом ущербе. Аналогично, так называемые «большие данные» предлагают неисчислимые выгоды для компаний и потребителей, однако в то же время представляют реальную угрозу для конфиденциальности и личной свободы.

    Аналогичная дихотомия касается и многих других важных вопросов, в том числе адаптации к изменениям климата, усилиям по улучшению управления ресурсами, урбанизацией и ростом мегаполисов, по повышению мобильности трудовых ресурсов, а также расширению человеческого капитала.

    Масштаб и сложность проблем, которые предстоит решить, безусловно, пугают. Однако быстрые и далеко идущие изменения могут также создать больше возможностей. Чтобы обеспечить большинство из них, миру необходимы технологически грамотные лидеры — назовем их «техно-политиками», ‑ которые имеют интуитивное понимание того, как формировать прогресс в этой новой, непредсказуемой среде.

    В рамках техно-политического государственного устройства, экономический рост и технологические инновации являются двумя наиболее важными факторами изменения глобального ландшафта. То, как мы адаптируемся к ним и как направляем их траектории, будет определять наше общее будущее.

    С экономической точки зрения, мир вступает в эпоху заниженных ожиданий. Если, как и было предсказано, среднегодовой рост ВВП в обозримом будущем будет составлять 3%, мировой экономике потребуется 25 лет для того, чтобы удвоиться в размере — на десять лет дольше, чем требовалось до мирового экономического кризиса, когда средний рост ВВП составлял 5%. Учиться жить при замедленном росте будет не так-то просто.

    Учитывая, что подпитываемое кредитами потребление себя исчерпало, рост производительности станет более важным фактором экономического роста. Однако во времена, когда растущее неравенство подрывает социальную сплоченность, далеко не очевидно, что получится достичь условий, необходимых для поддержки таких достижений — то есть развития образования и сильных стимулов к инновациям.

    Но, возможно, еще более важно то, что даже с учетом замедления экономического роста технологические изменения продолжают происходить с бешеной скоростью, поднимая, казалось бы, неразрешимые вопросы об их потенциальном влиянии на мировую экономику. В то время как некоторые опасаются, что технический прогресс оставит множество людей без работы, другие по-прежнему убеждены, что уволенные работники найдут новые рабочие места, которые еще не существуют, как это уже происходило в прошлом. Не вызывает сомнений только то, что технологии и инновации разрушают практически каждый аспект жизни.

    Как же мы сможем адаптироваться к такому миру? Что лежит в основе успеха в этой новой и сложной обстановке?

    При техно-государственном устройстве решающее значение имеют два неразрывно связанных фактора: талант и инновации. Талант сегодня является ключевым фактором, движущим конкурентоспособность (или ведущим к ее отсутствию), как для компаний, так и для стран. Действительно, «талантливость» станет преобладающим экономическим кредо, а человеческий или интеллектуальный капитал — самым важным активом, при этом являясь активом, который труднее всего привлечь и удержать.

    Успех отныне будут определять стимулируемые талантом инновации. В будущем различия между странами с высоким и низким доходом или между развивающимися и зрелыми рынками больше не будут иметь значения. Вопрос будет заключаться в том, способна ли экономика к инновациям.

    Техно-государственное устройство также признает важную роль сотрудничества, стратегического мышления и адаптации. Самые большие проблемы в настоящее время носят глобальный характер и, следовательно, могут быть решены только путем привлечения лиц, принимающих решения, а также заинтересованных групп из различных сфер. Необходимо создать новые партнерства даже среди действующих лиц с, казалось бы, различными интересами. И тем, кто изо всех сил пытается бороться с переменами, необходимо помогать, а не насмехаться над ними.

    Однако эффективные техно-политики должны выходить за рамки пожаротушения и думать о долгосрочных перспективах. Они должны быть в состоянии незамедлительно реагировать на новые и предстоящие события, постоянно экспериментируя с новыми идеями и процессами. Более того, они должны быть в состоянии разобраться и отреагировать одновременно на несколько конкурирующих реалий.

    Роль техно-государственного управления заключается в направлении мира к положительным результатам. Это потребует от принимающих решения людей использовать свои головы и сердца — а также устроит проверку их нервам.

    1 комментарий

    avatar
    Очень согласен про техно-политиков.

    Сетевая революция в действии.
    0
    У нас вот как принято: только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут делиться своим мнением, извините.