Цифровые валюты Центрального банка: революция в банковской сфере?

Опубликовано 16 сентября 2016 года Эллен Браун
Несколько центральных банков, включая Банк Англии, Народный банк Китая, Банк Канады и Федеральный резерв, изучают концепцию выпуска собственных цифровых валют с использованием технологии блокчейнов, разработанной для Биткойн. Скептические комментаторы подозревают, что их основная цель состоит в том, чтобы ликвидировать наличные деньги, создавая для нас отрицательные процентные ставки (мы платим банку за хранение наших депозитов, а не наоборот).
Но Бен Бродбент (Ben Broadbent), заместитель управляющего Банка Англии, более позитивно относится к этому вопросу. По его словам, цифровые валюты Центрального банка могут вытеснить деньги, которые теперь создаются частными банками через кредитование с «частичным резервированием», что составляет 97% от всех оборотных средств. Вместо того, чтобы объявлять вне закона деньги, созданные банком, как уже давно призывали денежные реформаторы, банковское дело на основе частичного резервирования можно было бы сделать устаревшим просто из-за истощения в результате расставления лучшей мышеловки. Потребность в отрицательных процентных ставках также может быть устранена путем предоставления Центробанку более прямых инструментов стимулирования экономики.
Революция Блокчейна
Как работает блокчейн объяснил Мартин Хизбек (Martin Hiesboeck ) в статье, опубликованной в апреле 2016 года под заголовком « Блокчейн — самое разрушительное изобретение со времен самого Интернета »:
Блокчейн — это простой, но при этом оригинальный способ передачи информации от А до Б в полностью автоматизированном и безопасном режиме. Одна сторона транзакции инициирует процесс, создавая блок. Этот блок проверяется тысячами, возможно миллионами компьютеров, распределенных по сети. Проверенный блок добавляется в цепочку, которая хранится в сети, создавая не только уникальную запись, но и уникальную запись с уникальной историей. Фальсификация отдельной записи будет означать фальсификацию всей цепочки в миллионах экземпляров. Что практически невозможно.
В своем выступлении в Лондонской школе экономики в марте 2016 года заместитель председателя Банка Англии Бен Бродбент (Ben Broadbent ) отметил, что Цифровая валюта Центрального банка (CBDC) не будет устранять наличные деньги. Только законодательный орган может это сделать, и для этого не понадобится технология блокчейнов, поскольку большинство денег уже является цифровыми. Что действительно уникально и потенциально революционно в национальной блокчейновой валюте – это то, что она устраняет необходимость банков для осуществления платежей. Согласно статье в «The Wall Street Journal», опубликованной в июле 2016 года:
Деньги существовали бы в электронном виде вне банковских счетов в цифровых кошельках, как это происходит с физическими банкнотами. Это означает, что домашние хозяйства и предприятия будут в состоянии обойти банки в целом при осуществлении платежей друг другу.
Сегодня не только система платежей, но и сами деньги фактически создаются частными банками. Почти 97% денежной массы создается банками при выдаче кредитов, — как признал Банк Англии в своём скандальном отчете в 2014 году. Цифровые деньги, которые мы перечисляем чеком, кредитной картой или дебетовой картой, представляют собой просто долговую расписку банка, или его обещание заплатить. CBDC может заменить эти частные банковские обязательства обязательствами центрального банка. CBDC — это цифровой эквивалент денежных средств.
Деньги, с записями на блокчейне, хранятся в «цифровом кошельке» предъявителя, и обезопашены от конфискации точно так-же, как наличные деньги в физическом кошельке. Они не могут быть заимствованы, манипулируемы или подвержены спекуляциям третьими лицами больше, чем физические деньги. Деньги остаются под единоличным контролем владельца, пока не будут переданы кому-либо другому, причём эта передача является анонимной.
Вместо того, чтобы называть CBDC «цифровой валютой», говорит Бродбент, лучшим термином с учётом лежащей в её основе технологии может быть «децентрализованная виртуальная клиринговая палата и регистр активов». Он добавляет:«Но нет никаких сомнений в том, что технология является инновационной. В перспективе она предлагает совершенно новый способ обмена и хранения активов, включая деньги.»
Банковское дело в облаке
Одна из новых возможностей, которую предлагает CBDC, заключается в том, чтобы каждый может иметь счет в центральном банке. Это устранит угрозу банковской паники и спасения банков через конфискацию депозитов, а также исключит необходимость страхования вкладов, поскольку у центрального банка не может не хватить денег (он их печатает в любом колличестве). Счета могут храниться в центральном банке не только небольшими вкладчиками, но и крупными институциональными инвесторами, что устраняет потребность в частном рынке Репо, предоставляя им безопасное место для парковки своих средств. Это был разрыв на рынке репо, а не в обычной банковской системе, который вызвал банковский кризис после краха Lehman Brothers в 2008 году.
Частные банки могли бы свободно продолжать существовать, как и сейчас. У них просто было бы значительно меньше депозитов, так как вкладчики с возможностью банкинга в ультрабезопасном центральном банке, вероятнее всего, переведут свои деньги в это учреждение. Это именно та проблема, которую Бродбент видит в предоставлении каждому доступа к центральному банку: в банках может быть массовый кассовый разрыв из-за вывода вкладов. Если так, то откуда появится ликвидность для возврата банковских кредитов? В результате, — продолжаете Бродбент, — кредитная деятельность может быть серьезно нарушена.
Возможно, но здесь есть ещё одна идея. А что, если центральный банк вытеснит не только депозитарные, но и кредитные функции частных банков? Универсальный распределенный регистр, спроектированный как государственная инфраструктура, может превратить долговые обязательства частных заемщиков в «деньги» точно так же, как это делают банки сейчас, и делать это дешевле, эффективнее и справедливее, чем через посредничество банкиров.
Атрофирование частично — резервного кредитования
Банк Англии подтвердил, что банки фактически не дают в долг деньги своих вкладчиков. Они не перерабатывают деньги «хранителей», а фактически создают вклады при выдаче кредитов. Банк превращает долговую расписку первого заемщика в банковсий чек, который затем выдаётся следующему заемщику с процентами. Публичный, распределенный регистр мог бы сделать это посредством «умного контракта» (smart contract) в «облаке». Не было бы необходимости находить тех «хранителей», у которых нужно было бы брать эти деньги. Заемщик просто бы «монетизировал» свое обещание погасить кредит, точно так же, как и сейчас, когда он берет кредит в частном банке. А поскольку он будет черпать из бездонной скважины центрального банка, то не будет страха банковской паники из-за исчерпания ликвидности. Так-же отпадает необходимости брать взаймы на ночь для поддержания нормативных балансов, с риском, что эти краткосрочные кредиты могут завтра не возвращены.
Повторю: это то, что сейчас делают банки. Банки не являются посредниками, принимающими депозиты и выдающими их в виде кредита. Когда банк выдает кредит по ипотеке, он просто записывает сумму на счет заемщика. Заемщик выписывает чек своему продавцу, который депонируется в банке продавца, где он называется «новым» депозитом и добавляется к «избыточным резервам» этого банка. Банк-эмитент затем берет эти деньги обратно из банковской системы на ночь, если ему необходимо сбалансировать свою бухгалтерию, возвращая средства на следующее утро. Вся затея повторяется следующей ночью, следующей и следующей.
В общедоступной системе блокчейнов эту игру в напёрстки можно было бы обойти. Заемщик был бы сам себе банкиром, оборачивая свое собственное обещание возвратить деньги. «Умные контракты», закодированные в блокчейне, могут привести к тому, что в этих сделках будут применяться условия, аналогичные условиям для кредитов в настоящее время. Кредитоспособность может быть установлена онлайн, как и в случае онлайн-кредитных заявок. Штрафы могут назначаться за неплатежи, как это происходит и сейчас. Если заемщик не имеет права на получение кредита в государственном кредитном учреждении, он все равно сможет заимствовать средства на частном рынке, у частных банков или венчурных капиталистов или взаимных фондов. Фаворитизм и коррупция могут быть устранены, устраняя необходимость в посреднике-банкире, который служит привратником государственной кредитной машины. Плата, взимаемая армией поставщиков услуг, также может быть устранена, поскольку блокчейн не имеет транзакционных издержек.
В блоге для сотрудников Банка Англии под названием « Цифровая валюта Центробанка: конец денежно-кредитной политики, как мы её знаем?», Мэрилин Толле предполагает, что необходимость манипулирования процентными ставками также может быть устранена. Центробанк не нуждается в этом косвенном инструменте для управления инфляцией, потому что он будет иметь прямой контроль над денежной массой. CBDC по распределенному реестру может использоваться для прямого экономического стимулирования по-другому: путем содействия выплате универсального национального дивиденда. Вместо того, чтобы рассылать миллионы чеков на выплату дивидендов, технология блокчейн могла бы добавить деньги на потребительские банковские счета несколькими нажатиями клавиш.
Гиперинфляция? Нет.
Можно возразить, что если бы каждый имел доступ к кредитным ресурсам центрального банка, это привело бы к появлению кредитных пузырей. Но на самом деле такой сценарий будет менее вероятным, чем при нынешней системе. Центральный банк будет создавать деньги на своих учётных записях в ответ на спрос заемщиков, как это делают частные банки. Но получить кредиты для спекуляций было бы труднее, поскольку использование кредита путем «повторного обложения» залогового обеспечения на рынке репо было бы в значительной степени устранено. Как пояснил программист блокчейна Кейтлин Лонг:
Реипотекация (Rehypothecation) концептуально похожа на частично-резервное банковское дело т.к. доллар базовых денег отвечает за несколько различных долларов долга, выпущенных против того же самого доллара базовых денег. На рынке РЕПО залоговое обеспечение (такое как ценные бумаги Казначейства США) функционирует как базовая сумма.,,,
Посредством реипотекции несколько сторон сообщают, что они владеют одним и тем же активом одновременно, тогда как в действительности только один из них — потому что, в конце концов, существует только один такой актив. Одним из наиболее важных преимуществ блокчейнов для регуляторов является получение инструмента, позволяющего увидеть, насколько происходит двойной учет (в частности, на сколько реально длинны залоговые цепочки).
Блокчейн исключает эту игру в напёрстки, устраняя временную задержку в расчете по сделкам. Блочные сделки происходят в режиме реального времени, что означает, что залог может находиться только в одном месте на каждую сделку.
Фундаментальное изменение в банковской деятельности
Мартин Хизбук (Martin Hiesboeck) заключает:
Блокчейн не просто убивает банки, брокеров и компании кредитных карт. Он изменяет любой транзакционный процесс, который вы знаете. Проще говоря, блокчейн устраняет необходимость в структурах клиринговой палаты любого рода. И это означает, что революция приближается, нас ждут фундаментальные изменения в нашем способе ведения бизнеса.
Изменения такого масштаба обычно занимают несколько десятилетий. Но Великобритания действительно удивила мир своим революционным голосованием Брексит, чтобы покинуть ЕС. Возможно, новое поколение экономистов из Банка Англии удивит нас революционно-новой моделью кредита и банковского дела.
56 комментариев
Основатель банка «Северная казна» Владимир Фролов объявил о запуске блокчейн-платформы Copernicus Gold, над которой он и его партнёры работали три с половиной года.
Copernicus Gold — это облачная мультивалютная платформа, которая делает возможным внедрение технологии блокчейн в различные отрасли. С её помощью можно совершать финансовые операции в режиме реального времени. Система представляет собой защищённый реестр транзакций и финансовых документов.
При наличии мультивалютности мог бы быть он-лайн обменник через базу в золоте. Если добавить возможность приёма (и вывода) средств с нескольких банковских счетов, то получилась бы хорошая прачечная. Но этого ничего нет. Т.е. над чем чел работал 3 года, — непонятно…
Что сегодня эта самая звонкая монета? Правильно, — доллар. А если он вдруг стал сетевым, то что это значит? А это значит, что:
1. Чтобы иметь к нему доступ нужно держать все тырнеты включёнными;
2. Такому доллару не нужны никакие посредники для осуществления платежей и кредитования. Вообще никакие. Включая колониальную администрацию и её суррогатные денежные знаки, которые по своему содержанию в любом случае — не более чем прокси того самого доллара.
Но давайте поглядим на шаг назад: у дядей, оперирующих в долларе сегодня, точно такие же опасения, как и у лысого цыгана образуются: потерять власть. Неужто утрутся?
С «ничего», надеюсь, разобрались = отсутствию звонкой монеты.
Ну, по аналогии с СССР, или там с Сев.Кореей: доллары есть, но только у кого нужно есть.
Поездки — то такое. На них валюта нужна, которую только у Коли можно будет обменять в сумме командировочных по справке из горкома.
ЗЫ. Наличные доллары можно конфисковать. В случае конфискации закодированной флэшки со $100 000 битков в эквиваленте что собственно конфисковали?
Или не запрещать, но потребовать норм отражения доходов в той же декларации с подтверждением источника дохода.
Не будет легальный бизнес совать голову в петлю.
Сегодня же норм бизнесмен не торгует в лавке марихуаной просто потому что запрещено. И снимает с продажи корвалол, потому что какой-то идиот запретил. Так же будет и с биткоином: или в норм русло или маргинал.
Интернет-связь требует двухстороннего обмена, что элементарно ловится, а там — за сам факт, без расшифровки содержания…
Т.е. я что-то продаю за сетевую валюту — и это что-то не официальная валюта — и что-то покупаю.
Причем очевидно что особых проблем с конвертацией из одной сетевой валюты в другую не будет.
Т.е. уже сегодня есть довольно серьёзный торговый оборот исключительно в криптовалюте. Причём оборот криминальный, с которым якобы собираются бороться путём отмены налички.
ЗЫ. Какнал контроля — конвертация в доллар/евро/ юань и т.д. Постольку поскольку она существует нет никакого труда из СКВ перейти в крипто-валюту и из неё не выходить.
Речь идет о законопослушном бюргере/бизнесе и контроле за доходами итд. В этом случае как? Есть налоговая декларация, в ней необходимо указать и по требованию подтвердить все источники доходов.
См выше — если декларировать крипто, то далее от государства — вопросы откуда, за что итд, те вся идея прямых и бескотрольный расчетов входит в противоречие с государством, если только само государство не будет в этом участвовать и ставить свои условия… так что анонимность изначально ку-ку.
И прямо-таки просится обложению налогом, ибо сбор его идти будет автоматом, надежно и без расходов. А это в свою очередь потребует раскрытия содержания транзакции.
Те от внедрения биткоинта следует ожидать, что доить средн бюргера будут не частн банки, а напрямую государство.
Красота крипто именно в том, что кроме рассчёта на вашу лояльность и законопослушность у государства никаких инструментов больше нет. Отследить ваши транзакции и доходы оно не в состоянии так как рассчитываются между собой не Костя с Машей, с таких-то и таких IP адресов, а два кошелька вот такого вот вида:
0x180df2d122bf07d4638acaa5e6b0057bd3ef43ea
Есть декларация о доходах, и вы или сами укажете или станете преступником. В США запретили хождение золота, отследить хождение приватного золота тоже трудно, но этот оборот сдох или стал криминальным.
Как понимаю, фин разница между использованием криптовалюты и обычной оч невелика, макс неск %% и если введут дост жесткое наказание за использование
золотакриптовалюты то для пользователя она станет полукриминальной или мало отличатся от обычн денег— двухсторонняя связь обязательна,
— идет через сеть, те факт сообщения ловится элементарно,
— шифрование или запрещается, или требуют ключи, или вводят ответственность отправителя за использование шифра,
— сообщения приведенного вами вида вылавливаются и требуют от отправителя подробностей…
Где здесь анонимность? сами расскажете, а не расскажете, то лишитесь лицензии, доступа к тому и тому, не говоря уже о обыкновенном штрафе.
Ест, пойдут игры с обходом, но это уже не норм бизнес.
куды і каму паплыве «власть»?
1. Элиминирование частично-резервного банкинга и, соответственно, целого паразитического класса;
2. Элиминирование рынка РЕПО;
3. Элиминирование двойного-тройного-десятикратного учёта одного и того-же залога (Реипотекация)
4. Снижение транзакционных издержек до нуля.
5. Снижение времени клиринга взаиморассчётов до Т+0
6. Устранение банков из процесса создания кредита.
Я всё же склонен думать, что статью вы пробежали по диагонали, совершенно не вдумываясь…
Да и с продуктами всё в порядке — Abra, CoinsBank, Ripple, Exodus, VISA Manaco card… всего не перечислить…
Откуда у вас столько скепсиса? Вы же молоды, Пан Аляксанр!
Спасибо за комплимент. Все относительно, пятый десяток как-никак:)
А пятый десяток — это мужчина в самом соку! Главное бульбу с мясом на ночь не жрать и в стакан не заглядывать. Я вон на 6-м джигитом ещё себя чуствую…
coinmarketcap.com/
Нужно кликнуть % Change (24h)
Из ваших постов следовало, что биткоин резко уменьшает кормовую базу всего фин сектора.
Собственно, а как это противоречие между задачами регулятора фин системы и коммерч извлекателем прибыли будет решено? Почему сегодня не решено? Видимо, лишение дохода опр групп не желательно и в полное лишение дохода значит отрасли экономики в той же Англии не верится.
=и тут мне как поперло.